Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

vit_r

Сыр в шоколаде

Вместо того, чтобы настраивать тестовую систему, читаю законы кантона Цюрих, касающиеся образования. (Лежат тут.) Поспорил вчера с директором школы старшего о некоторых особенностях швейцарского законодательства, вот сегодня и пришлось заниматься самообразованием.

Много интересного, включая явно декларируемое воспитание в свете христианских ценностей (VSG § 2.1).

На мой взгляд, родители могли бы иметь прав побольше, но спишем на культурные особенности. Видимо, предполагается, что те, кто относятся к детям ответственно, отдают их в приватные школы, а за остальными нужен глаз да глаз.

В общем и целом законы были бы очень правильные, если бы школы были бы такими, как в них подразумевается, и делали на самом деле то, что в них написано. Сейчас же приходится составлять длинное и нудное послание в стиле «Слова Школа информирует родителей... означают совсем не ту брехню, которую вы нам пытаетесь скормить».

Меня спрашивали про отличия от Германии. Всё гораздо глубже. Даже в нашем городишке директора двух школ, с которыми я по принуждению обстоятельств общаюсь, относятся к одной и той же проблеме совершенно по-разному.
Collapse )
vit_r

Сыр в шоколаде

Опять общаюсь со школой, будь она не ладна. Просил сегодня к вечеру предоставить подробные письменные ответы на ряд вопросов. В стиле «Или у моего ребёнка видения и его надо лечить стационарно, или школа должна, наконец, что-то делать». Всё то плохое, что нам местные рассказывали, подтверждается. Но интересно, что начинают просматриваться причины такого состояния.

Я всё не мог понять, почему в каждом разговоре руководство так давит на слова «Дружба! Коллектив! Интеграция!». А ларчик просто открывался.

Если у нас дружба, коллектив, товарищество, единство и братство, то

- ты уже не жалуешься на обидчика, а подставляешь товарища

- тебя не стукнули, а дружески похлопали

- тебе не ткнули в бок, а доброжелательно подкололи

- тебя не обозвали, над тобой весело подшутили

- тебя не унижают, а указывают на твои недостатки

- над тобой не издеваются, а пытаются бороться с твоими комплексами

- тебе не мешают дать сдачи, тебя успокаивают

- учителя не игнорируют, а учат коллектив разобраться самостоятельно

- ученика не выгоняют с уроков, а помещают в более спокойную обстановку

- о произошедшем не врут, а высказывают свою точку зрения

Короче, если кто-то тебя дружески подколол, а вокруг смеются, пересиль боль, заткни обиду, разожми кулаки и присоедини свой смех к коллективу. И не порть нам отчётность!

Да, они на самом деле говорят и пишут в стиле «А потом к Вашему сыну подошли два peace-мекера и начали его успокаивать, но он возбудился, вскочил и начал им угрожать. Вы же понимаете, что это ненормально. Не стоит ли показать ребёнка психиатру?»
vit_r

Сыр в шоколаде

Сходил в школу к младшему...

В первой части пытались обработать родителя. Во второй пригласили ребёнка.

Тоже без особых успехов.




- Давайте запишем в цели интеграцию! Вы согласны?

- Давайте, сначала определим, что Вы имеете ввиду под словом «интеграция»?

- О! Это очень важно. Это социальная компетенция. Социальная компетенция идёт на вторую страницу годового табеля... Для нашей школы очень важно... Наши ученики... В будущем... На фирме во время работы...

- Давайте всё-таки определим.

- Если я начну описывать, мы и к вечеру не закончим.

- Может быть, поставим цели поконкретнее?

- Хорошо. Запишем тут взаимное уважение. Согласны?

- Абсолютно.

- Но интеграция - это не только взаимное уважение. Это ещё много чего.

- Хорошо. Чего именно? Что мы пишем следующим за уважением пунктом?

- Кооперацию родителей и школы.

- Да, согласен.

Collapse )
vit_r

Сыр в шоколаде

IMG_0298_Bülach_small

Это урожай за недавние выходные. (Для juan_gandhi: Альпы - это вдали за пакетом.) Иногда утром сразу приходится ловить паучка размером с детскую ладошку, бодро бегущего по полу спальни, и отправлять обратно на улицу.

Впрочем, сейчас я о другом. Был вчера в школе по поводу старшего.

Всё-таки, швейцарцы адекватнее немцев. Детки, конечно, лучше не стали, но после первого же мейла попытки издевательств ограничиваются вербальной, причём достаточно политкоректной формой.

Было сказано, что у мальчика большой потенциал. Что он прилагает усилий гораздо меньше чем нужно. Что, боится плохих оценок. Что считает себя не способным к отдельным предметам. Что, скорее всего, виноват груз негативных установок из прошлой школы. И, давайте, в плане мотивации что-то делать.

Короче, информация, которую я аккуратно дал в прошлый раз, вернулась теперь от лица педагогов.

Зато, у младшего вместо того, чтобы объяснить банде одноклассников, что компенсировать свою интеллектуальную ущербность физическими воздействием не очень-то хорошо, пригласили социального педагога, применяющего Kampfesspiele, методику фирмы по Воспитанию Мальчиков и Мужчин имени немецкого лошадинного корма. Метод силовых игр разработан местным работником с мальчиками, сексуальным педагогом, Gendertrainer и прочее. На странице не просто сексизм, но и куча дремучих заблуждений.

Первая же тренировка полово-ориентированной мужиковатости привела к тому, что все участвующие в курсе предотвращения агрессии одноклассники начали ругать и обзывать младшего за допущенную ошибку. Что, естественно, проблемы в классе только показало, но не исправило. Самое смешное, что инструктор попытался младшего заткнуть.

А всё потому, что мне было лень ответить на мейл, упрекающий меня в том, что обращение к директору через голову классной руководительницы - поступок, выходящий из рамок правильного обращения со школой.

Теперь придётся искать черновик и добавлять, что я не знаю как принято в свете многолетних традиций Вашей Уважаемой Школы, но во всём мире вербальная конструкция «Ты, конечно, можешь сказать своим родителям, но тогда я...» расценивается как шантаж.
vit_r

Сыр в шоколаде

- Нам вчера на домоводстве сказали, что надо экономить энергию, - сказал сын и накрыл кастрюлю крышкой.

- Пш-ш-ш-ш-ш-ш, - сказал супчик и залил плиту.

- Ну? - сказал я. - Теперь ты понимаешь, что надо думать своей головой, а не слушать учителей.

Немного страшно за подрастающее поколение. Я думал, что хреново им преподают только сложные предметы типа математики.

Младший принёс из школы бумажку «Это мы, вши. Привет! Мы снова с вами.» и распечатанную инструкцию с сайта http://kopflaus.ch/

Конечно, это не швейцарский финансовый центр, а городишко, выросший из крепости, лежавшей на пересечении дорог через болота к этому центру. Но хочется, так сказать, побольше ощущения цивилизации.
vit_r

Сыр в шоколаде

CH_Schule_Zuferlässigkeit_x6_2016-09_17_part

Швейцарская школа продолжает бить рекорды маразма.

Поймал сына за выполнением домашнего задания: переписать шесть раз лист с текстом, начинающимся словами «Исполнительность [надёжность в смысле швейцарских часов] - это в школе альфа и омега. Не будучи исполнительным, нельзя долгое время в школе успешным быть. В конце концов не возможно работать, если...»

Дальше страница на ужасно написанном канцелярите с самобичеванием и обещаниями.

Немого офигев, спросил, что он запомнил за полтора раза переписывания. Предложение про альфу и омегу было пересказано дословно. Всё дальнейшее не оставило в памяти ни малейшего следа.

Теперь понятно, почему на слова об отсутствии одноклассников, любящих читать книжки, преподаватели криво улыбались и закатывали глаза.

С такими-то порядками...

Текст был конфискован. В школу ушёл мейл под заголовком «Средневековые методы воспитания».

Похоже, самое весёлое только начинается.
vit_r

Сыр в шоколаде

Со старшим всё успокоилось. Вот она - волшебная сила слова.

Того слова, конечно, которое может быть вложено в конверт и отослано в вышестоящие инстанции.

Зато, младший пришёл с вопросом, можно ли его перевести в другую школу? Сегодня с одноклассниками был диалог примерно по такой схеме:

- Ты не немец!
- Я немец. Приехал из Германии.
- Нет, ты не немец.
- Я родился в Германии. Это родители приехали из России.
- Нет, ты не немец, ты русский. Родители из России, значит русский.
- Тогда мы все африканцы. Наши предки пришли из Африки.

И?

И ничего. Пустой взгляд. Никакой реакции. Просто не врубаются.

Как я его понимаю...

А, если пошутить грубо, лезут драться. (Правда, он сказал, что просто руками машут, достаточно блок поставить, а потом через это мельтешение пробить прямым ударом.)

Но это, как-бы, не тот опыт, который необходим нашему сыну.

Учительница стандартно просит подумать, что в твоём поведении могло вызвать такую реакцию и не хочет ли жертва разделить вину нападавшего? Пусть не поровну, но чего-то такое найти же можно?

При том, что денег в школах до дури. Даже, карандаши выдали, не говоря о всяких книжках и тетрадках. И всякие программы по интеграции, интенетизации и прочему. (И листки в почтовом ящике о том, что министерство пытается обмануть народ, проталкивая дорогущие реформы без одобрения на референдуме.)

Надо будет ребёнку дать послушать «Mein Leben», где Marcel Reich-Ranicki рассказывает про школу в годы нацизма. Пусть уж избавится от любых иллюзий.
vit_r

Сыр в шоколаде

Ещё кусочек из игры в педагогов и родителей. Любимая схема моей жены, благо учителя все одинаковые и без этой западни ни один разговор не обходится.

- Вы понимаете, что Ваш сын слишком выделяется? Что так он не может вписаться в коллектив?

- Да. А что вы хотите при таких различиях интересов и целей между ним и коллективом?

- Ну, Вы же понимаете, что Ваш сын закончит школу и пойдёт в большой мир. Он будет вынужден работать в коллективе. Должен будет находить пути кооперации. Вы понимаете, что он не сможет так выделяться. Не сможет делать всё, таким образом, как хочет. Ему нужно учиться подстраиваться, учиться находить взаимопонимание с другими детьми, чтобы в будущем...

Длительность и красочность этого описания зависит от романтичности, количества прослушанных курсов, но, в основном, от болтливости этих людей, не прочувствовавших на своей шкуре прелести настоящей командной работы.

И чем больше ты киваешь и поддакиваешь, тем свободней полёт их фантазии.

Глупцы! Чем выше взлетел, тем больнее падать.

Главное при таком раскладе - точно попасть в масть. В ГДР на заявление что мой младший слишком наглый и за это его не будут любить в коллективе, я обречённо вздохнул и ответил, что такова его судьба: начальников никто не любит.

Выдержав паузу и полюбовавшись на беспомощно хватающие воздух рты, я пояснил, что у начальников и подчинённых разные психологические установки и я воспитываю ребёнка настоящим менеджером.

Такого удара из четвёртого измерения закалённые ГДРовские училки не ожидали. Их бодрый напор как-то сник, смялся, потрепыхался беспомощно и вяло, завершившись неопределённым «Ну-у-у... Э-э-э... Короче, дело ваше, но мы предупреждали».

В этот раз задача была проще. Повторяя список недостатков моего сына, педагоги каждый раз поворачивались ко мне тем местом, куда надо наносить удар.

- Да. Вы правильно заметили, что другие дети считают моего сына неправильным. Да, я согласен, что им не нравится его поведение. Да, мнения детей вполне ожидаемы и их реакции меня ни в коей мере не удивляют.

Ну, и чего эти наивные люди кивают с такими удовлетворёнными лицами? Я не начинаю оправдываться, я натягиваю тетиву.

Главное, прямо и доброжелательно смотреть в глаза, чтобы не пропустить удовольствия понаблюдать за всей гаммой смены эмоций.
Collapse )
vit_r

Сыр в шоколаде

Жаба - это то блюдо, которое надо подавать сырым и холодным. Сейчас одна такая, большая и склизкая, отправилась в школу старшего сына. Неприятно такую проглотить. А придётся...

Какой-же дурацкой фигнёй я сегодня занимался... Но, если оставить без реакции, будут считать, что можно продолжать в том же духе.

На встрече присутствовали классная руководительница (дама, которая приходит в класс к тинейджерам с лаптопом, на крышке которого красуются три ярких наклейки в виде поцелуйчиков), директор по контактам с родителями (важный, ответственный и руководитель какого-то объединения директоров) плюс молодой учитель по интеграции из экспериментальный программы.

Прихожу, думаю - чего-нибудь интересное услышу, а они «Пожалуйста, расскажите нам о Вашем сыне». И глаза хитрые-хитрые, будто чего-то такое знают, чем меня удивить можно.

Я пожал плечами и пошёл дорогой сказителя, по пути оставляя силки, капканы и волчьи ямы. (Надо сказать, весьма удачно.)

Разговор проходил в дружественной непринуждённой атмосфере. Выясняли, почему это мой старший не так себя ведёт. На что я отвечал, что меня не удивляют конфликты между мальчиком, читающим книжки, и детьми, чьи интересы ограничиваются компьютером и футболом. И что ведёт он себя очень даже так, потому что полторы недели обращения к разуму одноклассников и помощи учителей начинающуюся травлю (Mobbing, bullying) не остановили. У нас на этот счёт резко негативный опыт, и после недели ожидания мы сняли запрет, предоставив ребёнку свободу гасить конфликт любыми методами, которые он сочтёт адекватными. И, вот, вы уже реагируете, активны, заинтересованы, сами приглашаете нас на беседу... По-моему, результат прекрасен.

От слова «травля» директор багровеет, надувается и с напором выдаёт, что это - не то обвинение, которым можно просто так бросаться [очерняя нашу замечательную школу], что оно подразумевает под собой во-первых, длительный срок, во-вторых, группу людей, в-третьих, в-четвёртых, и в-пятых... И что прошло какие-то жалкие две недели, поэтому говорить о какой-либо травле просто нет смысла.
Collapse )
vit_r

Сыр в шоколаде

Сходил на два родительских собрания...

На стене в классной комнате список
На столе лежат
Всегда
1. Пенал
2. ...
3. ...
В зависимости от предмета
1. Учебник
2. ...
3. ...


Первый класс второй ступени. По-нашему - седьмой.

Вчера учительница младшего (четвёртый класс) прислала мейл, нельзя ли его отучить от рукописного шрифта на печатные буквы. Пришлось ответить, что он писал так в первом полугодии первого класса и никакой необходимости возобновлять эту практику я не вижу.

А ещё директор школы второй ступени рассказал о концепции обучения. Про это я сейчас писать не буду, потому как матом не люблю, а более точные слова подобрать сложно.

Из бумаг об экскурсиях подчерпнул самые важные слова цюрихского диалекта:
ZmorgäFrühstückзавтрак
ZnüünipausäFrühstückspauseПерерыв на завтрак
Znüüniперекус около 9 утра
ZmittagMittagessenобед
Zvieriперекус около 16 часов
Znacht / ZnachtässäAbendessenужин

Видно, что в швейцарском варианте добавлены два важных пункта. Интересно, что в одном словаре в Znüüni стоит два «ü», а в другом - только одно.

Да, в девять - это не завтрак. Даже совы тут встают в полвосьмого.