Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

vit_r

Про Cеверную и Южную Кореи

Посреди статей о панамских миллиардов попалась одна гораздо более интресная. Совесем не Великий Пу и его друзья определяют будущее страны, народа и культуры.
Я просто оставлю тут самые яркие цитаты.
Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать… Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
...
Однако главная беда – ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями – все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
...
И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.

Как разрушают язык

Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык. Язык – это средство выражения национального мышления. За каждым словом в мозгу человека встает образ. А тем более – в русской речи, которая является переносчиком русской идентичности.
дальше тут
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

HTML5_Handbuch_cover

Купил на Амазоне книжку. Для тихого вдумчивого чтения долгими зимними вечерами. В первый раз за много лет книга по программированию на немецком. Всё-таки, в занудных справочниках немцы до сих пор самые тщательные.

Оглавление половины просмотренных книг по этому самому HTML5 вызвало очень странное впечатление, частично подтверждённое отзывами. На английском ничего актуального и сопоставимого не нашлось.

Поиск библиотек решений выдал горы примеров того, как сайты и приложения для смартфонов раскрашивать. Из кода несколько наборов различных приколов сомнительной полезности. А, вот, по взаимодействию пользователя с информационной системой как-то печально. Особенно, если исключить PHP. У университетов только теоретические упражнения по моделированию.

Копаю дальше.
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

Хочется странного...

На этот раз вопрос про веб. Есть толпы страниц и горы книг по принципу «Посмотрите, что можно сделать с этой замечательной технологией!»

Интересно найти что-то, решающее обратную задачу. То-есть каталог по типу «Для того, чтобы сделать Х, можно взять технологию A и применить так, технологию B и применить этак или технологию C, сделав вот-такой финт ушами. При этом A лучше в этом и этом, но проигрывает в том, а B избавлена от таких недостатков, но работает только начиная с версии NN.»

Например: «Вот прямоугольник, который увеличивается в два раза, если по нему щёлкнуть мышкой. Вариант с JavaScript... Вариант только на CSS... Вариант с динамическим гифом...»

В отличие от стандартного пути развития «увидел что-то прикольное, сопри и вставь в совю страницу» хочется дать свободу фантазии, а потом уже подбирать технологии, позволяющие реализовать задуманное или что-то более-менее близкое. При этом, интересно не просто нарисовать ровную табличку и подогнать изображение под разные размеры экранов, а сделать что-то динамическое с анимацией и реакциями на действия пользователя.

Хочется именно каталог, чтобы не копаться в грудах мусора, выданных поиском, а посмотреть работающие примеры, выбрать, а потом изучить варианты исходного кода.

Пока что ничего, включая самую толстую книжку из библиотеки, под заданные критерии не попадает. Если кто видел чего-нибудь годное, киньте ссылку.
vit_r

Про воров и демиургов

Hopper_Rooms_by_the_Sea_schema_overlap_with_original

Как в стародавние времена слушал клевету BBC про ужасы в Кремле. Только на этот раз на английском и не через глушилки. Не на кухне, а в библиотеке. И не специально, а пока ждал детей, исследующих детский и юношеский раздел. (Это было недолго. Собрание книг по этим категориям в библиотеке федеральной земли Бранденбург тянет где-то на то, что было доступно в школе моего детства, и не может тягаться со средней районной библиотекой города Ленинграда. Правда, там не было фильмотеки и компьютерных игр.)

Так как глазам и рукам было нечего делать, взял с полки несколько томов Edward Hopper.

В результате, смог сделать несколько глубокомысленных выводов:
- Бумажку надо брать не ту, что помещается в карман, а побольше раза в два. По крайней мере, если хочется повторить детали.
- Не стоит рисовать авторучкой. Хотя бы не сразу.
- Думать надо не в плоскости, а объёмом. Один съехавший угол тянет за собой всё остальное.
- Не стоит слушать одно, а делать другое. Иначе подобного не замечаешь.
- Эти книжки кто-то явно использовал по назначению.

Если в альбомах Сезана или Рембрандта на многих страницах также подчёркнуты Очень Умные Фразы про чувство одиночества, мучившее творца, или о выраженном в колорите картины политическом моменте, и также отсутствуют страницы, выдранные для оформления искусствоведческих рефератов, то у Хоппера в большом формате на разворота с картинами попадались пятна масляной краски.

Видимо, будущие худо-же-ственные таланты считают его картины простыми.

Надо будет посмотреть, на чём ещё местные поросята учатся.
vit_r

Про мангу и манхву

Все приличные люди в свободное время гоняют чего-то в облаках, мучают Хаскель или исследуют внутренности мобильника, чтобы научиться мигать менюшками. Я же рисую наброски для комикса в блокноте за 3 евро.

Вообще-то это должна была быть короткая презентация...

Ага. Если что-то планируешь, не надо задавать себе вопрос «Почему?» Любая проблема имеет фрактальную природу, и при сомнениях в «само собой разумеющемся» посреди ровного месте раскрываются новые бездны.

Потом опять сидишь, смотришь в пространство и пытаешься свернуть всё это в компактные объяснения.

Конечно, комикс я делать не буду. Там, где можно без картинки, будет без картинки. В принципе, можно было бы... Но тогда все сроки, даже самые оптимистические, уползают в туманные дали.

Формат получается странный и всё больше напоминает то, что делает младший. Кстати, он вчера очередной альбом купил для новой сказки. А сегодня уже начал четвёртую страницу.

Заметил, что практически прекратил смотреть мультфильмы. В связи с полной бесперспективностью дальнейшего углубления в тему. Всё равно бюджета для такого нет и не будет, а представлять как оно могло было бы быть, если бы... Это слишком пессимистично.

Практически, смотрю сейчас только Ushio to Tora. Потому что с детьми. И потому что Тигра. Хотя, с точки зрения сюжета и картинки ничего нового там не почерпнуть.

Зато, Тигра. И незабываемые сцены. Вроде той, где он получает гамбургер.

Но скриншоты не собираю.

А, вот, комиксы периодически просматриваю. И кое-какие страницы откладываю в архиве. Правда, сейчас уже всё реже и реже.

Короче, было скучно, набросал скрипт, который собирает по заметкам то, что классифицировал как интересное.

Кончено, интересное для меня - это может означать «Сюжет слаб, рисовка халтурная, но очень хорошо и жизненно проработан герой второго плана», «Странный стиль для глаз у персонажей» или «Забавные заметки о программистах».

После выбрасывания лишнего и сокращения категорий остались два списка. Оставлю их здесь как заготовку для чего-то более вменяемого.

Хорошие


Collapse )

Интересные


Collapse )

Естественно, это не итог года. Что-то из заканчивающегося, что-то из предыдущих. Как бы ни казалось, читаю я в основном не комиксы. Кое-где просто посмотрел пару глав и отметил важное. Что-то начал и отложил. Что куплено в книжках, естественно, дочитано до конца. (По крайней мере, в том объёме, что куплено.) Но в первом списке в основном всё дочитано до последних скопираченых глав.

Можно было бы сделать отдельный пост, где в каждый комментарий первого уровня вкладывать очередное название и пару слов про то, почему это стоит посмотреть или хотя бы глянуть. Но получится что-то вроде справочника по манге или манхве, что у меня стоят на одной из полок.
vit_r

Про фасеточное восприятие

facet_perception_small_2015-10-14
Все высказываются про Нобелевскую по литературе. Высскажусь и я. Заодно, отвечу tandem_bike и runa_aruna. Так вот, rotten_k сообщил, что по манге Koe no Katachi будут делать полнометражное аниме. (Это значит, аудитория - вменяемые люди в кинотеатрах, а не фрики, глубокой ночью восхищающиеся прелестями двумерных лолит на голубом экране.)

Сначала подумал, что про эту мангу уже писал тут. Потом вспомнил, что только упомянул у brother2.

В класс начальной школы приходит глухонемая девочка и дети во главе с главным героем начинают над ней издеваться.
Although this one-shot won the 80th Weekly Shounen Magazine Newbie Best Mangaka Award, the vector of the content made it difficult for publication on any manga magazine, until it was picked up, after months of legal dispute, by the February edition of Bessatsu Shounen Magazine, where it got first place despite its being a one-shot.

Короче, очередной памфлет типа Vitamin Keiko Suenobu, только по сюжету гораздо слабее, переполненный нравоучениями и с картинками похуже.

После призов и всеяпонского скандала одну главу развернули в серию. Причём, не просто так. Вместе с именем автора появилась приписка:
Yoshitoki Oima under the supervision of the Japanese Federation of the Deaf

То есть, организация не просто оплатила работу автора, но и взяла на себя контроль. И начали происходить удивительные вещи...

Обычно манга идёт достаточно ровно. Как-то у автора бестселлера Detektive Conan кончались идеи. Не придумав как загадочно кого-нибудь убить или чего-нибудь украсть, Gosho Aoyama просто спрятал рояль в кустах и выкрутился на «Думали ужас, а там ха-ха-ха.» Но в этой главе самая захватывающая и динамичная погоня из тех, что я видел в таком формате.

Если автор в первых трёх глвах не выдал ничего существенного, серия и дальше тащится по кочкам и колдобинам, не стремясь к звёздам и старательно поглаживая комплексы определённой группы читателей.

Ситуация с Koe no Katachi совершенно другая. Тянется-тянется игрушечный конфликт между школьниками, щедро сдобренный внутренними покаяниями главного героя... Вдруг - бац! флешбеком мощнейшая история с разводом. Или посреди покрытого полиэтиленом нравоучений диалога проскакивает абсолютно живая сценка.

Впечатление, что сидят ответственные члены общества, важно обсуждают сценарий...

- Герой - сволочь. Вот сюда, пожалуйста, ещё немного самобичевания. А здесь пусть ему дадут по роже.

- Может, просто убьём?

- Хорошо бы... Давайте, обсудим как-нибудь потом. А сейчас пусть его та обругает, а от этой он тоже получит. И потом чтобы расплакался.

- Как насчёт того, чтобы этот ему тоже по роже дал?

- Перебор. Да и друг он ему, вроде. Хотя... Помню, был у меня случай...

Пусть, не у всякого, но у всякого второго писателя есть записная книжка, файл, ящик с обрывками бумаги, где хранятся пришедшие в голову идеи, подсмотренные сценки, услышанные истории, забавные высказывания и прочая руда творческой кухни.

Обычно писатель всё это обрабатывает, перемалывает в своей голове, комбинирует, очищает, добавляет, смешивает и создаёт более-менее цельную ткань повествования, в которую более-менее связанными нитями вплетается жизнь героев.

Нынешняя Нобелевская премия выдана не только потому, что Россия, но и за абсолютно гениальную идею: «А, давайте, не будем читателю ничего готовить. Давайте, высыпем в книжку чистой необработанной руды!»

Это также гениально, как писсуар посреди академических картин и изящных скульптур.

(Потом придут последователи и подражатели. Писсуар окажется между мешком с объедками, мусорным бачком и грудой битых кирпичей, а экскурсоводу придётся долго и нудно рассказывать о внутреннем мире автора и великом концепте произведения. Но это будет потом.)

Чтобы подобная тактика сработала, нужно постоянно держать читателя в тонусе, не давать продохнуть и, не ослабляя силы, бить и бить по мозгам.

И получается прекрасная вещь. Почти такая же захватывающая, как форумы Славянска времён оккупации.

Конечно, это результат распространения в обществе фасеточного мышления. Дело, даже, не в Твиттере, а в объёме вываливаемой на человека информации и бешеном темпе жизни, которые раскалывают восприятие на мелкие фрагменты и приучают жадно жрать сырые зёрна смыслов или их миражей. Раньше такой формат просто не восприняли бы. По крайней мере, не восприняли бы как книгу.

Это, кстати, действует не только в литературе. Знаменитый фотограф Максимишин написал недавно в Фейсбуке:
В жюри были люди из разных стран, с разным опытом и вкусом. Ни одно решение не принималось единогласно, пробирались с боями. И лишь этой истории присудили первое место без споров. Это репродукции фотографий на документах, брошенных беженцами при пересечении сербско-венгерской границы.

Речь об этой серии авторства Robert Tappert. (Мне на эту тему больше всего нравится вот эта фотография, хоть и банальная в смысле новаторства в искусстве, но прекрасно выражающая многослойность смыслов.)

Верхнюю картинку нарисовал, пока ждал прибытия всех участников беседы в школе. Какое счастье, когда посреди немецкой образовательной системы у ребёнка оказываются просто вменяемые учителя... Картинку хотел переделать в вектор, но было влом.
vit_r

Этнографическое

Некоторое время испытывал культурный диссонанс из-за названия одного рассказа. Сегодня прочитал в книжке:
Für die Genitivformen meiner, deiner, seiner, ihrer gab es früher auch die Kurzformen mein, dein, sein, ihr (aus denen das besitzanzeigende Fürwort entstanden ist). Sie werden heute nicht mehr gebraucht, sind aber noch in einigen wenigen festen Führungen erhalten, wie z.B. Vergissmeinnicht (vergessen wurde früher mit dem Genitiv verbunden).
Название цветка звучит для меня чем-то подобно «Незабудь-мну-ка». (Пришлось даже в словарь лезть, чтоб поверить.) Оказалось, что раньше у слова забывать был другой падеж (то есть, вместо меня было не забудь моё), плюс притяжательное местоимение использовалось в сокращённой форме.

Причём, это не какие-то дебри. Просто небольшое отступление от стандартной программы неполной средней школы.

В принципе, подобное должны были бы знать все, но я уверен, что половина тех, у кого гуманитарное образование было профильным, с этим путаются. (А потом рассказывают ailev, что в немецком одни исключения.) Может быть когда-нибудь и слышали, но не усвоили.

oude_rus удивляется, что чиновники не знают своих же правил. Я же давно привык. Причём, в национальный характер входит тенденция подавать свои куцые дырявые знания с гордостью и апломбом. Приходится доставать книжку и тыкать носом. В том числе и чиновников в законы. (Кстати, на том разговоре с учительским коллективом заодно выяснилось, что у них ещё и никакого представления об ограничениях на приватную информацию. Хотя должно было быть вбито в голову, что у детей спрашивать можно, а что нет.)

Многое из того, что не входит в элементарное, я просто не встречал. То есть, одолев огромный корпус занудной немецкой литературы я, может быть, и усвоил бы все эти тонкости, но в повседневной жизни большинство немцев не использует возможности языка даже на треть. Помнится, один врач просто объяснял диагноз в сослагательном наклонении. Это был красивый мелодичный язык с ясной логической структурой. Обычно же письменное и устное творчество напоминает дорогу выложенную булыжниками haben/sein. Если источник считает себя образованным, он ещё посреди этого вклинивает ямы придаточных предложений, закидывая части составного сказуемого на три строчки вниз.
vit_r

Про Cеверную и Южную Кореи

Частично по поводу наивных вопросов juan_gandhi и mi3ch, частично музыкой навеяло.

Мы живём в достаточно примечательное время. Одно дело, читать в толстых книжках или рассматривать архивные материалы, и совсем другое, когда это происходит прямо на твоих глазах с более-менее знакомыми тебе людьми. Если не на уровне понимания, то хотя бы на уровне ощущений становится понятным, как умный, благовоспитанный и совсем не злобный сосед сдавал соседа, и как благополучные, вполне добропорядочные, сентиментальные и любящие домочадцев отцы семейств занимались уничтожением стариков, женщин и детей, называя это работой.

Всё чаще у той стороны проявляется странная схема рассуждений: «Гады-паразиты распяли в Славянске мальчика. Наши их тысячами взяли в плен и под пытками расстреляли. Мы освободим их землю. Мы их всех уничтожим.»

На первый взгляд это выглядит дико и нелогично. Особенно, когда идёт не за деньги от разносчика государственной пропаганды, а явно изнутри, от чистого сердца. Но это не массовый психоз, не отравление телевизором и не успех гениального зомбирования. Люди - примитивные существа и всё имеет достаточно банальное объяснение.

По многим объективным и не очень объективным причинам многие упускают один критический аспект нацистской культуры прошлого века. Конечно, в пропаганде присутствовала идея о превосходстве арийской расы и о недостаточной человечности подлежащих уничтожению, но одно это никогда бы не сработало. Я бы даже сказал, что это было приложением, но ни в коем случае не основой идеи.

Сейчас не те времена, когда человек просто без задних мыслей может стукнуть ближнего по голове дубиной, чтобы отобрать хобот мамонта. Животная натура покрыта налётом цивилизации. Всем в детстве читали хорошие добрые книжки, все мечтали о том, как вырастут и будут нести в мир свет и справедливость, всем, кроме совсем уж психически нездоровых людей, привиты понятия о морали, добре, справедливости и милосердии.

Потому в нацистской культуре, включая официальную пропаганду, народное творчество и личное ощущение отдельного человека все эти евреи, цыгане и прочие унтерменши были юбербёзе. То есть, сверх-существами. Выражением абсолютного зла.

Никто не хочет быть злодеем.

Любое преступление, любая сопричастность ко всякой мерзости должны быть оправданы виной жертвы. Когда разумные аргументы исчерпываются, человек впадает в диссонанс. Но людская психика развивалась миллионы лет и она легко справляется с внутренним раздраем. Особенно, когда моральный стержень достаточно гибок и абсолютные ориентиры отсутствуют. Если логика не работает, включается демонизация.

Раскольников прикончил топором старушку не потому, что «Тварь я дрожащая или право имею!». Его миссия - это избавление мира ото зла. Именно по этому Достоевский неожиданно толкает беременную сестру под его руку. Была бы одна процентщица, не было бы романа. И ключ, именно, в неожиданности убийства. Если бы глупый студент при подготовке миссии рассмотрел бы такой вариант, он бы без труда понял всю мерзость и второй женщины, что позволило бы ему совершить намеченное твёрдой рукой и с лёгким сердцем.

Приводить аргументы - занятие бесполезное. Любой спор может немного сместить позиции, но ничего не изменит в общем раскладе.

Великоросс не убеждён и не зазомбирован по поводу распятого мальчика. Даже, понимая логикой весь бред подобного происшествия, он твёрдо знает, что мальчик был распят. Или, если сформулировать ещё точнее, он непоколебимо уверен, что мальчик не мог быть не распят. Также как уверен в злодейских замыслах НАТО, преступлениях американской военщины, фашистском характере украинской власти и прочих неоспоримых фактах, абсолютно необходимых для спокойного сна и хорошего аппетита.

Это древние механизмы психики и они неустанно стоят на страже её здоровья. Хотя, со стороны это выглядит так, что человека необходимо срочно сдавать в дурку.

Надо бы собрать особо интересные примеры, перевести, объяснить и показывать в школах.

«Смотрите дети! Смотрите внимательно и запоминайте! Так человек превращается в зверя.»
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

book_Дефрагментация_мозга_Софтостроение_изнутри Редко читаю книги, в которых и так знаю, что написано, но выпало несколько свободных часов без компьютера, так что взял с собой купленную в прошлом году «Дефрагментацию мозга» (ISBN 978-5-496-00606-4) авторства cross_join (в девичестве arbinada).

Сначала о плохом:

1. Не понятно, на какую аудиторию книга рассчитана

Всё мелко усыпано техническими подробностями и спецтерминами, которые могут знать только те, кому известно и всё остальное. Общие части «для публики» перемежаются очень специфической информацией вроде двух страниц XML. Опять же, название слишком отпугивающее.

Если выкинуть лишнее и добавить объяснений, была бы хорошая книга для широкой публики. Если добавить технических деталей и подробно разобрать примеры, было бы полезное пособие по технологиям баз данных.

А так, аудитория совершенно не определена.

2. Пример наглядно показывает, почему мне не стоит взять блог и сделать из него книгу

Нет, я не про, то что всё уже спёрто и растащено по файлопомойкам. (Хотя, это тоже аргумент.)

Текст построен по принципу Вайнберга: стена из булыжников, не скреплённых раствором. Но в отличие от Вайнберга камни не подобраны по форме и размерам. В результате получилось собрание баек.

Если писать книгу, надо всё-таки строить сквозную структуру и делать полную обвязку материала. (Это, конечно, большая работа, но она того стоит.) Тут же нет связей. Глобальные заявления не объяснены примерами, за примерами не стоят системные выводы.

Я-то всё необходимое и так додумаю, но опять же: на кого рассчитана книга?

3. Нет выводов

Весь разбор ограничивается углублением в вопрос «Кто виноват?» Но делать-то что-то тоже надо. Особенно тем, кто не в теме. И тем, кто в теме, - тоже. А получилось в очередной раз «Нет повести печальнее на свете...»

Ну да. Оно, конечно, правильно, но для книги хотелось бы чего-то ещё. Хотя бы совета всё это бросить, уехать в деревню и начать разводить пчёлок.

В остальном же...

Если бы в книге не было бы этих недостатков, я бы сказал, что она является обязательной для курса обучения всех ИТ специалистов. И полезна всем, кто хочет иметь правильное представление об этой индустрии.

С некоторыми выводами я не согласен, кое-какие объяснения причин кажутся мне слишком наивными, но в целом она совершенно правильно описывает современное состояние отрасли.

Разве что, не только университетские бездельники, но и программисты любого уровня, включая тех, кто бездумно копирует обрывки кода из Гугла, считают себя высокоинтеллектуальной элитой и занимаются строительством башен из слоновой кости. У кого-то получается. Для большинства же слоновая кость недоступна и они строят башни из слоновьего дерьма.

Так и живём.
vit_r

Про мангу и мангу

- Что нужно, чтобы стать героем?
- Ну... Сильным надо быть.
- Это-то понятно. Что ещё?
- Э-э... Не знаю.
- Чтобы стать легендарным героем, нужны деньги, связи и удача.


Японцы опять сделали это. Казалось бы, из фентези уже ничего нельзя выжать. Но они смогли.

Во франшизе Maoyuu Maou Yuusha aka MAOYU подробно расписанной тут, кроме вплетения в сюжет учебника экономики была совершенно бесподобная первая глава: герой врывается во дворец Королевы Демонов, но вместо сражения она начинает с ним переговоры. Диалог не смогла испортить даже очень неудачная анимация.

Tsuyokute New Saga, из которой уже спирачено на английский пять первых глав манги, начинается тоже с великой битвы, когда стандартный фентезийный персонаж (все убиты, решил мстить, прокачался до легендарного героя) врывается во дворец Короля Демонов и в жестокой схватке, потеряв всех товарищей, одолевает главного злодея. Но тут его отбрасывает назад во времени, он оказывается в своём молодом теле до начала войны и начинает Всё Делать Правильно.

Кстати, про учебники. Стоит ещё раз упомянуть пособие по геморрою Kiss My Ass
[Spoiler (click to open)]
Kiss My Ass Ch 3 P 010


Если сравнить всё, что я видел из манги и европейских вариантов, комиксы хорошо работают, когда сюжет и картинки органично переплетены. Те, где часть идёт комиксами, а часть - текстом, оказываются неудачными. Во многих случаях это вообще получается плохой учебник и слабый комикс или россыпь левых картинок.

Хотелось бы сделать полномерный комикс, но это совершенно дикие затраты времени. Приходится просто мешать картинки с текстом.