Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

vit_r

Про Cеверную и Южную Кореи

Посреди статей о панамских миллиардов попалась одна гораздо более интресная. Совесем не Великий Пу и его друзья определяют будущее страны, народа и культуры.
Я просто оставлю тут самые яркие цитаты.
Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать… Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
...
Однако главная беда – ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями – все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
...
И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.

Как разрушают язык

Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык. Язык – это средство выражения национального мышления. За каждым словом в мозгу человека встает образ. А тем более – в русской речи, которая является переносчиком русской идентичности.
дальше тут
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

HTML5_Handbuch_cover

Купил на Амазоне книжку. Для тихого вдумчивого чтения долгими зимними вечерами. В первый раз за много лет книга по программированию на немецком. Всё-таки, в занудных справочниках немцы до сих пор самые тщательные.

Оглавление половины просмотренных книг по этому самому HTML5 вызвало очень странное впечатление, частично подтверждённое отзывами. На английском ничего актуального и сопоставимого не нашлось.

Поиск библиотек решений выдал горы примеров того, как сайты и приложения для смартфонов раскрашивать. Из кода несколько наборов различных приколов сомнительной полезности. А, вот, по взаимодействию пользователя с информационной системой как-то печально. Особенно, если исключить PHP. У университетов только теоретические упражнения по моделированию.

Копаю дальше.
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

Хочется странного...

На этот раз вопрос про веб. Есть толпы страниц и горы книг по принципу «Посмотрите, что можно сделать с этой замечательной технологией!»

Интересно найти что-то, решающее обратную задачу. То-есть каталог по типу «Для того, чтобы сделать Х, можно взять технологию A и применить так, технологию B и применить этак или технологию C, сделав вот-такой финт ушами. При этом A лучше в этом и этом, но проигрывает в том, а B избавлена от таких недостатков, но работает только начиная с версии NN.»

Например: «Вот прямоугольник, который увеличивается в два раза, если по нему щёлкнуть мышкой. Вариант с JavaScript... Вариант только на CSS... Вариант с динамическим гифом...»

В отличие от стандартного пути развития «увидел что-то прикольное, сопри и вставь в совю страницу» хочется дать свободу фантазии, а потом уже подбирать технологии, позволяющие реализовать задуманное или что-то более-менее близкое. При этом, интересно не просто нарисовать ровную табличку и подогнать изображение под разные размеры экранов, а сделать что-то динамическое с анимацией и реакциями на действия пользователя.

Хочется именно каталог, чтобы не копаться в грудах мусора, выданных поиском, а посмотреть работающие примеры, выбрать, а потом изучить варианты исходного кода.

Пока что ничего, включая самую толстую книжку из библиотеки, под заданные критерии не попадает. Если кто видел чего-нибудь годное, киньте ссылку.
vit_r

Про воров и демиургов

Hopper_Rooms_by_the_Sea_schema_overlap_with_original

Как в стародавние времена слушал клевету BBC про ужасы в Кремле. Только на этот раз на английском и не через глушилки. Не на кухне, а в библиотеке. И не специально, а пока ждал детей, исследующих детский и юношеский раздел. (Это было недолго. Собрание книг по этим категориям в библиотеке федеральной земли Бранденбург тянет где-то на то, что было доступно в школе моего детства, и не может тягаться со средней районной библиотекой города Ленинграда. Правда, там не было фильмотеки и компьютерных игр.)

Так как глазам и рукам было нечего делать, взял с полки несколько томов Edward Hopper.

В результате, смог сделать несколько глубокомысленных выводов:
- Бумажку надо брать не ту, что помещается в карман, а побольше раза в два. По крайней мере, если хочется повторить детали.
- Не стоит рисовать авторучкой. Хотя бы не сразу.
- Думать надо не в плоскости, а объёмом. Один съехавший угол тянет за собой всё остальное.
- Не стоит слушать одно, а делать другое. Иначе подобного не замечаешь.
- Эти книжки кто-то явно использовал по назначению.

Если в альбомах Сезана или Рембрандта на многих страницах также подчёркнуты Очень Умные Фразы про чувство одиночества, мучившее творца, или о выраженном в колорите картины политическом моменте, и также отсутствуют страницы, выдранные для оформления искусствоведческих рефератов, то у Хоппера в большом формате на разворота с картинами попадались пятна масляной краски.

Видимо, будущие худо-же-ственные таланты считают его картины простыми.

Надо будет посмотреть, на чём ещё местные поросята учатся.
vit_r

Про мангу и манхву

Все приличные люди в свободное время гоняют чего-то в облаках, мучают Хаскель или исследуют внутренности мобильника, чтобы научиться мигать менюшками. Я же рисую наброски для комикса в блокноте за 3 евро.

Вообще-то это должна была быть короткая презентация...

Ага. Если что-то планируешь, не надо задавать себе вопрос «Почему?» Любая проблема имеет фрактальную природу, и при сомнениях в «само собой разумеющемся» посреди ровного месте раскрываются новые бездны.

Потом опять сидишь, смотришь в пространство и пытаешься свернуть всё это в компактные объяснения.

Конечно, комикс я делать не буду. Там, где можно без картинки, будет без картинки. В принципе, можно было бы... Но тогда все сроки, даже самые оптимистические, уползают в туманные дали.

Формат получается странный и всё больше напоминает то, что делает младший. Кстати, он вчера очередной альбом купил для новой сказки. А сегодня уже начал четвёртую страницу.

Заметил, что практически прекратил смотреть мультфильмы. В связи с полной бесперспективностью дальнейшего углубления в тему. Всё равно бюджета для такого нет и не будет, а представлять как оно могло было бы быть, если бы... Это слишком пессимистично.

Практически, смотрю сейчас только Ushio to Tora. Потому что с детьми. И потому что Тигра. Хотя, с точки зрения сюжета и картинки ничего нового там не почерпнуть.

Зато, Тигра. И незабываемые сцены. Вроде той, где он получает гамбургер.

Но скриншоты не собираю.

А, вот, комиксы периодически просматриваю. И кое-какие страницы откладываю в архиве. Правда, сейчас уже всё реже и реже.

Короче, было скучно, набросал скрипт, который собирает по заметкам то, что классифицировал как интересное.

Кончено, интересное для меня - это может означать «Сюжет слаб, рисовка халтурная, но очень хорошо и жизненно проработан герой второго плана», «Странный стиль для глаз у персонажей» или «Забавные заметки о программистах».

После выбрасывания лишнего и сокращения категорий остались два списка. Оставлю их здесь как заготовку для чего-то более вменяемого.

Хорошие


Collapse )

Интересные


Collapse )

Естественно, это не итог года. Что-то из заканчивающегося, что-то из предыдущих. Как бы ни казалось, читаю я в основном не комиксы. Кое-где просто посмотрел пару глав и отметил важное. Что-то начал и отложил. Что куплено в книжках, естественно, дочитано до конца. (По крайней мере, в том объёме, что куплено.) Но в первом списке в основном всё дочитано до последних скопираченых глав.

Можно было бы сделать отдельный пост, где в каждый комментарий первого уровня вкладывать очередное название и пару слов про то, почему это стоит посмотреть или хотя бы глянуть. Но получится что-то вроде справочника по манге или манхве, что у меня стоят на одной из полок.
vit_r

Этнографическое

Некоторое время испытывал культурный диссонанс из-за названия одного рассказа. Сегодня прочитал в книжке:
Für die Genitivformen meiner, deiner, seiner, ihrer gab es früher auch die Kurzformen mein, dein, sein, ihr (aus denen das besitzanzeigende Fürwort entstanden ist). Sie werden heute nicht mehr gebraucht, sind aber noch in einigen wenigen festen Führungen erhalten, wie z.B. Vergissmeinnicht (vergessen wurde früher mit dem Genitiv verbunden).
Название цветка звучит для меня чем-то подобно «Незабудь-мну-ка». (Пришлось даже в словарь лезть, чтоб поверить.) Оказалось, что раньше у слова забывать был другой падеж (то есть, вместо меня было не забудь моё), плюс притяжательное местоимение использовалось в сокращённой форме.

Причём, это не какие-то дебри. Просто небольшое отступление от стандартной программы неполной средней школы.

В принципе, подобное должны были бы знать все, но я уверен, что половина тех, у кого гуманитарное образование было профильным, с этим путаются. (А потом рассказывают ailev, что в немецком одни исключения.) Может быть когда-нибудь и слышали, но не усвоили.

oude_rus удивляется, что чиновники не знают своих же правил. Я же давно привык. Причём, в национальный характер входит тенденция подавать свои куцые дырявые знания с гордостью и апломбом. Приходится доставать книжку и тыкать носом. В том числе и чиновников в законы. (Кстати, на том разговоре с учительским коллективом заодно выяснилось, что у них ещё и никакого представления об ограничениях на приватную информацию. Хотя должно было быть вбито в голову, что у детей спрашивать можно, а что нет.)

Многое из того, что не входит в элементарное, я просто не встречал. То есть, одолев огромный корпус занудной немецкой литературы я, может быть, и усвоил бы все эти тонкости, но в повседневной жизни большинство немцев не использует возможности языка даже на треть. Помнится, один врач просто объяснял диагноз в сослагательном наклонении. Это был красивый мелодичный язык с ясной логической структурой. Обычно же письменное и устное творчество напоминает дорогу выложенную булыжниками haben/sein. Если источник считает себя образованным, он ещё посреди этого вклинивает ямы придаточных предложений, закидывая части составного сказуемого на три строчки вниз.
vit_r

Про Cеверную и Южную Кореи

Частично по поводу наивных вопросов juan_gandhi и mi3ch, частично музыкой навеяло.

Мы живём в достаточно примечательное время. Одно дело, читать в толстых книжках или рассматривать архивные материалы, и совсем другое, когда это происходит прямо на твоих глазах с более-менее знакомыми тебе людьми. Если не на уровне понимания, то хотя бы на уровне ощущений становится понятным, как умный, благовоспитанный и совсем не злобный сосед сдавал соседа, и как благополучные, вполне добропорядочные, сентиментальные и любящие домочадцев отцы семейств занимались уничтожением стариков, женщин и детей, называя это работой.

Всё чаще у той стороны проявляется странная схема рассуждений: «Гады-паразиты распяли в Славянске мальчика. Наши их тысячами взяли в плен и под пытками расстреляли. Мы освободим их землю. Мы их всех уничтожим.»

На первый взгляд это выглядит дико и нелогично. Особенно, когда идёт не за деньги от разносчика государственной пропаганды, а явно изнутри, от чистого сердца. Но это не массовый психоз, не отравление телевизором и не успех гениального зомбирования. Люди - примитивные существа и всё имеет достаточно банальное объяснение.

По многим объективным и не очень объективным причинам многие упускают один критический аспект нацистской культуры прошлого века. Конечно, в пропаганде присутствовала идея о превосходстве арийской расы и о недостаточной человечности подлежащих уничтожению, но одно это никогда бы не сработало. Я бы даже сказал, что это было приложением, но ни в коем случае не основой идеи.

Сейчас не те времена, когда человек просто без задних мыслей может стукнуть ближнего по голове дубиной, чтобы отобрать хобот мамонта. Животная натура покрыта налётом цивилизации. Всем в детстве читали хорошие добрые книжки, все мечтали о том, как вырастут и будут нести в мир свет и справедливость, всем, кроме совсем уж психически нездоровых людей, привиты понятия о морали, добре, справедливости и милосердии.

Потому в нацистской культуре, включая официальную пропаганду, народное творчество и личное ощущение отдельного человека все эти евреи, цыгане и прочие унтерменши были юбербёзе. То есть, сверх-существами. Выражением абсолютного зла.

Никто не хочет быть злодеем.

Любое преступление, любая сопричастность ко всякой мерзости должны быть оправданы виной жертвы. Когда разумные аргументы исчерпываются, человек впадает в диссонанс. Но людская психика развивалась миллионы лет и она легко справляется с внутренним раздраем. Особенно, когда моральный стержень достаточно гибок и абсолютные ориентиры отсутствуют. Если логика не работает, включается демонизация.

Раскольников прикончил топором старушку не потому, что «Тварь я дрожащая или право имею!». Его миссия - это избавление мира ото зла. Именно по этому Достоевский неожиданно толкает беременную сестру под его руку. Была бы одна процентщица, не было бы романа. И ключ, именно, в неожиданности убийства. Если бы глупый студент при подготовке миссии рассмотрел бы такой вариант, он бы без труда понял всю мерзость и второй женщины, что позволило бы ему совершить намеченное твёрдой рукой и с лёгким сердцем.

Приводить аргументы - занятие бесполезное. Любой спор может немного сместить позиции, но ничего не изменит в общем раскладе.

Великоросс не убеждён и не зазомбирован по поводу распятого мальчика. Даже, понимая логикой весь бред подобного происшествия, он твёрдо знает, что мальчик был распят. Или, если сформулировать ещё точнее, он непоколебимо уверен, что мальчик не мог быть не распят. Также как уверен в злодейских замыслах НАТО, преступлениях американской военщины, фашистском характере украинской власти и прочих неоспоримых фактах, абсолютно необходимых для спокойного сна и хорошего аппетита.

Это древние механизмы психики и они неустанно стоят на страже её здоровья. Хотя, со стороны это выглядит так, что человека необходимо срочно сдавать в дурку.

Надо бы собрать особо интересные примеры, перевести, объяснить и показывать в школах.

«Смотрите дети! Смотрите внимательно и запоминайте! Так человек превращается в зверя.»
vit_r

Сказки из страны самураев

Если помните, три года назад цунами накрыло атомную электростанцию «Фукусима-1». Забыли?
Вместе с тем, еще 400 тонн воды, хотя и с меньшим содержанием радиоактивных частиц, каждый день попадает в Тихий океан.
mishajp тут. (Насчёт каждого дня - не уверен, но то, что течёт постоянно, это не вопрос.)

Кстати, экономика Японии, вроде бы, демонстрирует, что теория разбитых окон нифига не работает. Второй интересный аспект - это про высокие технологии в обществе с рудиментами феодального менталитета. (Для зануд: Да, я знаю, что феодалы - это средние века и в Европе, но понятно, что я хотел сказать.)
vit_r

Этнографическое

Осознал ещё одну причину зашоренности немцев. Как пишет умная книжка, в немецком нет будущего времени. Есть прошедшее, есть настоящее, есть два неопределённых. А вот будущее - это то, что высоколобые поэты и философы в язык добавили. То есть, оно присутствует, но в мировосприятие органично не входит.

Для примера, немец говорит в прошедшем
Ich machte das. / Я делал это. /

В настоящем:
Ich mache das. / Я делаю это. /

Но в будущем не «Я начну это завтра.» или «Я сделаю это завтра.», а
Ich mache das morgen. / Я делаю это завтра. /

То есть, для будущего используется та же форма, что и для настоящего и оно также реально и осязаемо.

Что отсюда вытекает? Полное невосприятие вероятностной природы будущего и на подсознательном уровне отсутствие альтернативных вариантов развития событий.

Сюда, конечно, стоит добавить богатые возможности конъюнктивов, очень хорошо пригодные для сваливания вины и придумывания отмазок.
vit_r

Нанодрама

В литературе для дам от шестнадцати до шестидесяти описываются удивительные существа. Таинственнее единорогов, могущественнее древнеримских богов, загадочнее иероглифов майа.

Они понимают, чего хотят женщины.

Это был эпиграф. А пост про социалку допишу, когда будет время.