vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Сыр в шоколаде

Польша пала. Франция захвачена. До нападения на СССР остаётся пара месяцев.

В это напряжённое время швейцарцы побеждают нацистов.

Со счётом 2:1 в товарищеском футбольном матче.

Это мы продолжем смотреть «die Schweizer Filmwochenschau (SWF)» времён Второй Мировой.

Репортаж очень аккуратный и политически выверенный. Радость спортивной победы ни словом, ни намёком не отражает политики.

Женевская «Le Sport suisse» сболтнула про «истинные чувства по отношению к Германии» и вынуждена была на месяц прекратить выход.

К диску прилагается небольшая брошюрка с комментариями. Там много интересного. Для начала решил оставить заметки по первому диску (1940-1942).

В основном вся пропаганда идёт под девизом «Geistige Landesverteidigung». Даже не знаю как и перевести. Формулировка «Духовная защита страны» отражает только грань этого идеологического термина.

Под это подстроено всё, от репортажа про армию до закадрового комментария во время обеденной молитвы в крестьянском доме.

Патриотический подъём поддерживает юбилей. 1 Августа 1941 Швейцария праздновала 650 лет провозглашения конфедерация. Среди фильмов есть и мифический Rütlischwur (клятва на поле Рютли, назначенная историками на 01.08.1291) и различные битвы: Morgarten (1315), Sempach (1386), Murten (1476), Grandson (1476).

Средств на производство у SWF мало, но реконструкции исторических событий вполне качественные. Ощущение эпичности создаёт сам чёрно-белый фильм с классическим построением кадра, театральным светом и драматической игрой актёров.

При этом в репортажах, где встречаются иностранные гости, в первых рядах представители фашистской Италии и нацистской Германии.

Ещё через все репортажи красной нитью проходит пропаганда «Kriegswirtschaft» («Промышленности военного времени»): рост производства, расширение посевных площадей, импортозамещение и ограничение потребления. Сюда же относятся солидарность с нуждающимися и «Arbeitsfrieden» (Отказ рабочих от классовой борьбы и социальные мероприятия со стороны владельцев фабрик и заводов).

В Первую Мировую со снабжением были большие проблемы. Не желая повторять печальный опыт, швейцарские политики и чиновники сразу начинают подготовку к тяжёлым временам.

К началу войны в Швейцарии 187'478 гектаров посевных площадей. В героически-бравурных тонах SFW пропагандирует der Plan Wahlen, по которому возделываться должно до 500'000 гектаров. Включая горные склоны до 2000 метров и городские парки.

На самом же деле к концу войны удалось достичь только цифры 355'000 гектаров, способных обеспечить только 60% потребностей страны.

Всех, начиная от импортёров и заканчивая домохозяйками, призывают делать запасы.

Для экономии бензина машины и трактора переоборудуют на газогенераторы на дровах.

15 октября 1941 решают не отапливать поезда при температурах выше 5 градусов.

Не хватает электричества. (При этом швейцарские электростанции поставляют электричество в Германию.)

К 1943 в стране разрабатываются 52 месторождения угля. Многие были расконсервированы и стали рентабельными только во время войны. Это обеспечивает 28% потребностей. В остальном страна зависит от Германии.

Разрабатывают новые методы повторного использования старых покрышек. Включая извлечение каучука и использования его для производства новых покрышек. «Wiederverwenden, wiederverwenden und noch mal wiederverwenden»

Из-за нехватки бензина страна пересаживается на велосипеды. У 25% населения есть велосипеды, но каучук - тоже стратегическое сырьё. Репортаж показывает велопробег для испытания новых видов покрышек. Некоторые совсем странного вида. (Кстати, по-швейцарски der Pneu и das Velo.)


Компания по сбору металлолома. Компания по сбору стеклянных бутылок.

Результаты не особо впечатляют, но пропаганда в народе распространяется понимание необходимости бережливости («Sparsamkeitsbewusstsein»).

В июле 1941 запретили продажу свежего хлеба. Пекарням разрешалось продавать его только после 48 часов после выпечки. С октября 1942 продажа только по карточкам. Норма - 225 грамм в день, с особыми пайками для рабочих и детей.

В связи с нехваткой овощей и фруктов школьникам начали выдавать витамины.

Потребление алкоголя снизилось с 14.3 до 7.8 литров.

Традиционные туристские направления испытывают отток клиентов. Пропагандистские ролики рассказывают о борьбе с этой проблемой.

Чтобы поддержать производителей лыж, армия размещает заказы.

Организуются бесплатные лыжные курсы в бесплатных лагерях для детей «aus einfachen Verhältnissen» (Знающие немецкий могут посмотреть как сами немцы расшифровывают эту формулировку.)

Пропагандируется внутренний туризм. Домохозяек призывают отдохнуть и вместо меблированных комнат, в которых приходится выполнять те же функции по уборке и готовке, ехать в отели, которые есть на любой вкус и кошелёк.

Интернированные иностранцы вроде американцев селятся в отели за счёт посольств. (О чём, естественно, никаких торжественных репортажей не снимают.)

Репортаж о подготовке моряков.

Рейн даёт единственный выход к морю. С началом войны (естественно, сентябрь 1939) навигация прекращается и возобнавляется в марте 1941 (кто не понял, почему, посмотрите на карту.) до октября 1944, когда бомбардировка разрушает дамбу в Базеле.

Во время войны у Швейцарии был 191 корабль речного флота, из которых атаки Союзников уничтожили 21 и повредили 36.

9 апреля 1941 бунедесрат разрешает ходить по морям со швейцарским флагом. (Порт приписки - Базель.) Во время войны покупают или берут на прокат 14 таких судов. (В 1945 осталось 9.)

Правда, ролики о героической обороне немного разбавлены бравыми отчётами об экспорте.

Фирма Aluminium Industrie AG, которой посвящён оптимистический репортаж, швейцарским экспортом и немецкими филиалами обеспечила шестую часть германского производства крылатого металла.

Репортаж об аукционе в Люцерне. С напыщенными эпитетами. Это же искусство...

Бизнес процветал. Нацисты продавали отобранное, бегущие от нацистов - то, что нельзя было увезти.

Договор от 23 октября 1912 года позволял швейцарским коровам пастись на французских лугах. С 1939 по 1940 это было прервано войной. Репортаж радостно сообщает, что удалось договориться с Германией и под бдительным оком немецких пограничников коров снова пропускают пастись за границу.

В последнем выпуске 1942 года мультфильм, объясняющий принцип действия клиринга и необходимость контроля экспорта и импорта для поддержания равновесия баланса внешней торговли. (Если деньги через границу идти не могут, надо регулировать поток товаров, чтобы платежи импортёров в клиринговый общий котёл равнялись тем деньгам, которые за поставку товаров за границу должны получить экспортёры.

После победы Третьего Рейха над Францией армия была сокращена с 450'000 до 150'000, чего было недостаточно для удержания границы. В результате и была разработана стратегия отхода в горные области, что в пропагандистском фильме гордо называлось «Швейцария превратилась в крепость».

Также армейское командование проводит пропаганду по вступлению в армию женщин. С 1940 по 1945 20000 женщин «от 18 до 60» вступают в армейские ряды. (Что как солдаты так и гражданские в отличие от командования воспринимают без восхищения.) Ещё 10000 стали военизированными медсёстрами («militarisierte Krankenschwestern»).

Пропаганда рассказывает о приёме 42600 интернированных солдат сорок пятого армейского корпуса. Среди них 2400 марокканцев, обильно показанных в кинохронике как в репортаже о приёме, так и в репортаже о возвращении через пару месяцев. Также среди интернированных 12000 поляков, которые оставались в Швейцарии до конца войны.

С 1940 по 1945 поляки отработали на строительстве дорог, расчистке леса, рытье каналов и подобных оздоровительных мероприятиях во благо Швейцарии 8 миллионов человекодней. Что не помешало швейцарским чиновникам потребовать после войны возмещение затрат на содержание интернированных.

Детей подключают к труду. О чём повествуют разные репортажи от работы на стройках и полях страны до сбора майских жуков (Решение от 7 апреля 1942, норма - минимум 4 литра жуков с гектара). С 1948 школьников в борьбе с вредителем заменили на DDT.

Естественно, много репортажей о подготовке будущих воинов от спортивных мероприятий до соревнований по стрельбе. Курсы молодых матерей тоже рекламировали.

Да, студентов тоже посылают «на картошку».

Забавен комментарий к патетическому репортажу о строительстве Rhone-Rhein-Kanal. Воспетый SWF трудовой подвиг был просто реакцией на призыв Marcel Regamey, основателя правой и антисемитской «Ligue Vaaudoise». Официальных планов строительства канала не было. Героическая молодёжь за 15 дней прорыла 10 метров канала и на этом закончила.

Ежегодное сентябрьское соревнование мальчиков-стрелков проводится в кантоне Цюрих с давних пор. До 1696 стреляли из арбалета.

Репортаж о приёме первых 83 детей-беженцев из Франции. Патетическое описание тягот »в воюющей стране» и счастья в приёмных семьях тут. Младший три раза переспросил, «Они на самом деле это сказали, что через три месяца назад?»

Всего за время войны было принято по этой программе 60'000 временных беженцев из числа иностранных детей. (Естественно, исключая евреев.) При этом, семьи принимали детей за свой счёт, не получая от государства ни денег, ни дополнительных рационов питания.


Репортаж о выборах.

Выбранный 10 декабря 1940 Eduard von Steiger (Bundesrat, Justiz- und Polizeidepartement), оправдывая ограничение приёма беженцев, в августе 1942 описал Швейцарию как уже сильно загруженную маленькую спасательную шлюпку с ограниченным водоизмещением. Пресса перевела это в знаменитое «Das Boot ist voll».

Упомянутый в другом репортаже бундеспрезидент Philipp Etter тоже отличился. 13 августа 1942: «Flüchtlinge nur aus Rassengründen, z.B. Juden, gelten nicht als politische Flüchtlinge» («Беженцы по расовому признаку, например евреи, не считаются политическими беженцами.»)

Репортажи о бомбёжках. Трагические. Призванные брать за душу.

16 декабря 1940 англичане по ошибке сбросили на Базель 12 бомб и убили четырёх человек. Через шесть дней бомбы упали на Цюрих, убив одного и ранив десять.

Периодически идут репортажи о помощи многодетным семьям.

Во второй половине тридцатых годов рождаемость упала до 15 на 1000 жителей. Было много прожектов, но по части реальных дел всё ограничивалось пропагандой. Плюс 3 кантона ввели налог на холостых.

Много упоминаний религии. (Суть страны символизируют три креста: швейцарский флаг, Красный Крест и крест христианства.)
Tags: ru, switzerland
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments