vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Categories:

Сыр в шоколаде

Запланированное изучение древних артефактов образования позволило выяснить, что проблемы с точными науками начались на рубеже веков. В библиотеке нашёлся достаточно приличный учебник кантона Цюрих по физике девяносто шестого года, а в магазине старой книги - учебник по химии восемьдесят девятого. Правда, это не учебники в смысле глубоких объяснений и формул, а, скорее, занимательные рассказки про странные науки. Но, всё-таки, не те распечатки на хреновой бумаге, что учителя выдают в школе.

Заодно купил «Kusch: Mathematik». Четыре тома разных лет от 1971 до 1984. По слухам, в новом переработанном издании в заданиях и решениях полно ошибок. Не знаю, как с этим в классическом варианте, но на безрыбье и Kusch сойдёт. Всё остальное - просто набор задач без теории. Особенно, вышедшее в этом веке.

Не понятно, где подвох. Видимо, попытки упростить образование приводят к его вынужденному растягиванию, растягивание снижает понимание материала, в следующем поколении подтягиваются родители, которые не могут выполнить детям домашние задания, и учителя, которые не могут объяснить. А там уже и голоса слышны о том, что вся эта заумная фигня в практической жизни не нужна, давайте выкинем лишнее.

Скажем, изучение трансформатора можно упростить.

Сначала детям говорят, что это такая коробочка, которая гудит, нагревается, и с одной стороны её втыкают в розетку, а с другой можно включать лампочку. А ещё она нагревается, создаёт парниковый эффект и портит экологию, поэтому надо приборы с трансформаторами из розетки выключать.

Проходит несколько лет. Детям говорят, что трансформатор преобразует напряжение. Вот две катушки, вот сердечник, здесь двести двадцать вольт из городской сети, здесь двенадцать, вот количество витков на первой обмотке, вот количество витков на второй обмотке, а вот это формула показывает сколько будет напряжение, если подставить сюда значения отсюда, и запомните, потому что будет на контрольной.

Проходит ещё несколько лет. Детям (которым уже лет по 18) наконец-то говорят про магнитное поле, вызываемое током на первой обмотке, про закон Фарадея, правило буравчика (оно же правило правой руки), про потери при преобразовании энергии. Заодно объясняется, откуда берётся формула, которую все давно забыли, потому что контрольная была давно.

В результате, большую часть времени у детей в голове каша. Причём, каша религиозная, потому что не «Подумайте и поймите!», а «Запишите и запомните! Будет на контольной.» И когда наконец-то становится видна вся картина, за которой можно увидеть простые взаимосвязи и понять всю систему, вместо «Ага!» ученики выдают унылое «Зачем нам эти сложности?»

Потому что мозги уже привыкли к тупому воспроизведению. (В том числе, и к тупому воспроизведению «креативных техник», которые внесены в программу, чтобы выглядеть современными и развивать умения, упомянутые в пунктах А и М Учебного Плана.)

Советские учебники системно подавали материал, не взирая на страдания учащихся и учащих. Взаимосвязи не разбивались и темы не откладывались на потом, потому что дети ещё мааааленькие-у-тю-тю, они не поймут.

Конечно, они были плохие, и к ним нужен был хороший учитель, чтобы разъяснить что к чему. Всё то же самое можно было дать проще и яснее.

Как только началась физика, я прочитал пару переводных книжек для первых курсов американских университетов. Понял я там далеко не все детали, но основные взаимосвязи уловил. И мне уже было пофиг, что физичка - молодая неопытная дура, а в формуле на доске плюс спутан с минусом.

По математике таких книжек не нашлось, так что мой интерес к ней гораздо слабее. Системное понимание пришло только курсе на третьем. Но некоторые учителя были очень хорошими, что позволило сносно поучаствовать в олимпиадах и проучиться в физматшколе.

Но, не смотря на то, что учителя выносили груз объяснений, шли уроки по тому, что стояло в учебниках.

Сейчас учебники хреновые. То, что выпускается по программам министерств образования, упрощается и растягивается, теряя смысл. Картинок больше, объяснений меньше. «Ненужная философия» выкидывается, чтобы упростить чтение. Детишки всё хуже и хуже понимают тексты, которые длиннее сообщения в Твиттере.

То, что пытается дать другой взгляд, обычно говорит «Та жуть, которую вы так и не поняли в школе, на самом деле не так страшна» и на замену учебников не претендует.

В результате, остаётся шкурка от бывшей стройной педагогической концепции. Выглядит чучелко правдоподобно и красиво, и на первый взгляд всё нужное в наличии. Только жизни в этом нет.
Tags: education, germany, kids, ru, russia, switzerland, trends
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments