vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Categories:

В дебрях водопада

Первое правило консалтинга:

Если тебя о чём-то спросили, не убеждай себя, что от тебя ждут ответа.


Увидел у slavinsky рассуждения об эффективности консультантов. Начал писать комментарий там, но поставлю сюда. В принципе, ничего нового, но, вроде, в компактной форме ещё не было.

Консультанты призываются в компанию тогда, когда у вызывающего менеджера созрела потребность изменений.

Это может быть желание остановить падение или вызвать рост каких-то объективных показателей. Но это может быть и желание утвердить позиции своего отдела; поиск оправданий тенденциям, влияние на которые давно потеряно; изображение деятельности; попытка казаться динамичными и изменяющимися; проведение сокращений под соусом оптимизации с выведением виновных за пределы руководящих структур; доказательство правильности задуманных инвестиций; сжигание «висящего на конец года» остатка бюджета... И, в конце концов, желание не отставать от моды на обращение консультантам.

Очень редко (и практически никогда в Германии) приглашающий консультантов менеджер на самом деле думает «Я не понимаю, что происходит. Я не умею работать с такой ситуацией. Я не представляю себе, что надо делать.»

Если за красивыми декларируемыми ценностями видеть скрытые личные цели менеджмента, всё становится проще.

Скажем, консультант приходит в фирму и слышит:

- Мы хотим, чтобы за три месяца вы разработали новую революционную концепцию нашего продукта.

Глупый консультант верит словам и начинает кипучую деятельность. То есть, шумит, постоянно о чём-то булькает, выпускает пар, тем самым отрывает народ от привычных занятий, создаёт у него ощущение неполноценности и вызывает общее неудовольствие. В дружном коллективе всё это тихо уходит в песок, в не очень дружном - эффективно используется для внутренних интриг.

Умный консультант слушает не слова, а их музыку. А она говорят:

- Вот тут у нас свободный стул. Мы хотим, чтобы вы его некоторое время погрели.

Умный консультант создаст папку в общем директории, ненавязчиво и мило соберёт много внутренних документов, вырежет из них несколько фраз и цифр в заранее подготовленные оторванные от действительности презентации и начнёт социализироваться с коллективом. Его вопросы и его предложения ни в коей мере не затронут ни самомнение, ни самоуверенность местных работников и, тем более, высшего менеджмента.

Это совсем не означает, что умный консультант будет сидеть без дела. Наоборот, его кипучая деятельность, его мудрые слова и его многообещающие предложения оставят сладкий след в сердцах работников и их начальников. Результатом будет отчёт, будут какие-то подвижки, будет план изменений (которые также как и в случае с глупым консультантом уйдут в песок, а если и будут использоваться, то только для внутренних интриг.) Но догадайтесь, кого менеджер пригласит в следующий раз, если решит, что предприятию не хватает немного свежего консалтинга?

Если вам кажется, что большинство приглашенных экспертов, большинство инициированных ими нововведений и большинство проведённых ими обучающих мероприятий не приносят плодов, отодвиньте декларируемые цели и разглядите за ними цели истинные.

Вы удивитесь, насколько полезна и эффективна современная индустрия консалтинга.
Tags: agile, business_tales, freelancer, it, marketing, qa, ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments