vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Тупик студии Ghibli или Miyazaki Сын против Miyazaki Отца

Так вышло, что первого января посмотрел с детьми два фильма студии Ghibli. Один - первый из созданных самим Hayao Miyazaki во вновь основанной студии. Второй - результат режисёрского дебюта старшего сына Goro Miyazaki. Между фильмами двадцать лет. (Первый создан в 1986-м году, второй - в 2006-м.) Между фильмами пропасть.

Сначала про сына и его Gedo Senki, ("Tales from Earthsea", "Сказания/Хроники Земноморья")

Говоря коротко, фильм - фигня. Но я не жалею, что купил эту коробочку. Потому как в ней два диска. И второй просто великолепен. Если, конечно, немного пошерстить в Интернете и покопать дополнительную информацию.


Показателен отзыв самой авторши эпоса об экранизации.
Very few authors have any control over the use made of their books by a film studio. The general rule is that once the contract is signed, the author of the books is nonexistent. Such labels as "creative consultant" are meaningless. Please do not hold any writer except the script-writer responsible for anything in a film. Don't ask the book's author "Why did they . . . ?" She is wondering too.
...
I am sorry that anger and disappointment attended the making of this film on both sides of the Pacific Ocean.
...
In modern fantasy (literary or governmental), killing people is the usual solution to the so-called war between good and evil. My books are not conceived in terms of such a war, and offer no simple answers to simplistic questions.

Полностью можно прочитать в "Gedo Senki" на её сайте.

Как уже сказано, второй диск содержит захватывающую историю противостояния. Конечно, дано только положительное описание и только от одной стороны. Но история вытягивания прав на экранизацию не хуже детектива. Грубо говоря, хитрый продюссер Toshio Suzuki обманул старушку.

Тут стоит упомянуть об основной проблеме студии. Ведущим лицам хорошо за шестьдесят, а новых звёзд не вышло. "The Cat Returns", созданный в 2002-м году на уровень студии не тянет. "Whisper of the Heart", который я недавно упоминал тут и тут, великолепен, но режиссёр Yoshifumi Kondou скончался и продолжить эстафету не может. В результате продюссер Suzuki делает хитрый ход и выдвигает в наследники сына Miyazaki.

Наверняка вышел бы замечательный фильм, если б Отец получил права, когда запрашивал их двадцать лет назад. Интересный был бы и результат, если б он снимал "Хроники..." вместо "Howl's Moving Castle". К сожалению, получилось нечто другое. Естественно, два великих имени Hayao Miyazaki и Ursula Le Guin сделали великолепнейшую рекламу Miyazaki Сыну. Но, похоже, в тени гигантов продюссер Suzuki породил монстра.

Грубо говоря, для директора музея, кем Goro Miyazaki работал до своего режиссёрского дебюта, результат просто выдающися. Человек знает толк в анимации и умеет рисовать. Storyboard очень достойный. Отсылы к историческому материалу тоже фундаментальны. Зритель плавно переходит от сцены, списаной с одного великолепного мультфильма, к сцене, слямзеной из другого шедевра. В перерывах, герои, оперевшись жопой об забор (стену, камень) читают краткие лекции о морали. Есть несколько очень достойных оригинальных моментов. (Может, я просто не знаю источников, откуда они спёрты). Однако, фильм не получился. Проблема в том, что не сработал опыт отца: создание сюжета после начала production. Story практически отсутствует.

Фильм болен самым страшным недугом: отсутствием мотивации положительных героев. Когда отрицательный персонаж творит зло ради любьви к искусству, это ещё как-то может прокатить. Но вот когда главный герой руководствуется неизвестно чем, это уже кранты. Дело даже не в том, что персонажи плоски до невозможности и обладают немеряным идиотизмом, позволяющим злодеям не сильно перетруждать мозги.

Главный вопрос, конечно, какого хрена удушенная девочка превращается в дракона? Убийственнен также момент, после песенки в середине фильма. Девочка стоит одна и поёт. В это время мальчик незаметно подходит и начинает от избытка чувств хлюпать носом и утирать слёзы. Опа! Вдруг пугливая девочка, которая не разговаривает с незнакомцами и особенно с этим мальчиком, стоит с ним рядом и выслушивает его жалобы. (Естественно, оба в стойке "опершись жопой о камень")

Напоминает плоды цензуры советских времён, когда ответственные граждане решают, что поцелуй с незнакомцем вредит общественной морали. Потому "эротику" вырезают. И вот гуляет доярка с приехавшим городским агрономом, рассуждая о яйценоскости свиноматок во время отёла. Опа! Они на следующее утро в одной постели, обнявшись, обсуждают вопросы переселения агронома из города к доярке в избу.

Отдельного глубокого разбора достойна драма противостояния отца и сына Miyazaki. Тема проходит через все бонусные материалы и в какой-то мере отражается в рекламных роликах. У меня подозрение, что новый фильм отца - своеобразное послание сыну. По крайней мере, именно это я буду пытаться ловить в контексте, когда "Ponyo on a Cliff" наконец-то дойдёт до наших экранов.


Вечером смотрели второй из пришедших под новый год дисков: Laputa: Castle In The Sky

Милая добрая романтичная сказка. Вроде первая с любимой темой Miyazaki "Мальчик превращается в мужчину".

Самый яркий персонаж - прадводительница пиратов. Тоже любимая тема "сильная женщина". Но доведённая до абсурда, до карикатурного гротеска. И тем не менее многогранный глубокий персонаж. Мультфильм имеет смысл смотреть хотя бы ради неё.


PS: в качестве бонуса интересующимся Ursula K. Le Guin "About Writing"
Tags: animation, en, gedo_senki, ghibli, ru, writing
Subscribe
  • 10 comments
  • 10 comments

Comments for this post were locked by the author