vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Mononoke Hime. Профсоюзный деятель Miyazaki против бизнес-леди Eboshi

В принципе, этот пост я хотел написать сразу после анализа хроник создания мультфильма. Но времени на серъёзный текст не нашлось.

В современном искусстве есть один интересный момент:
сколь бы ни были успешны и богаты гении искусства, они в большинстве своём стоят на левацких позициях.

Основной конфликт мультфильма Mononoke Hime (aka. "Princess Mononoke" aka. "Принцесса Мононоке") - это не любовь меланхольного героя к дикой героине, появляющейся на двадцатой минуте. И болезнь героя - тоже фактор сюжета. Как, впрочем и вылечивший его от раны и проклятья лесной бог.

Весь фильм - это противостояние капитализма и гринписовского социализма. Фактически - борьба профсоюзного деятеля Miyazaki против бизнес-леди Eboshi




Если смотреть подробнее, леди Eboshi заявляет о себе с первых секунд фильма. Это она создала монстра, напавшего на деревню эмиcей (emishi) и толкнувшего героя в путешествие. И её слова, а не концовка с расставанием героя и героини, и не реплика боевого монаха Jigo подводят итог фильму. Именно к заявлению леди Eboshi о новом экологически чистом производстве ставит точку появившийся среди молодой поросли выживший дух дерева.

В хрониках интересны два момента: сама логика концовки и история с изменением сюжета.

Производство было начато, когда сценарий был готов только на треть. Так что при создании финала надо было учитывать не просто логику картины, но и массу уже готового фильма. Это не кино: снять десять вариантов, а потом выбрать и смонтировать невозможно. Дописывая сценарий, Miyazaki должен был считаться с созданным образом хозяйки Железного Города. А она получилась умной, хладнокровной, гуманистичной и рациональной бизнес-леди двадцатого века. То, что она хочет покорить природу, загрязняет окружающую среду и плюёт на богов, делает её не отрицательной героиней, а просто современным человеком. И вот тут сталкиваются историческое правдоподобие, личные пристрастия автора и смысл фильма.

Показывая схемы концовки в своей записной книжке, Miyazaki прямо говорит, что наиболее логичная и исторически правильная - это победа самураев над Лесом и Железным Городом. Однако он выберает совершенно другой финал: экологическую катастрофу.

В принципе, для истории "San и Ashitaka" разница не принципиальна. Тому, что влюблённе не могут быть вместе, победа самураев не мешает, если не делает драму ещё трагичнее. А вот леди Eboshi, как представитель бизнес-этики двадцатого века, в эту схему не вписывается. Да и луки с мечами против огнестрельного оружия делают самураев толпой варваров, чья победа дала б зрителям сомнительный посыл.

Но экологической катастрофы оказалось мало. Гениальный продюсор Suzuki отвергает первоначальный вариант. Его предложение: смерть леди Eboshi. Miyazaki соглашается, начинает переделывать и тут выясняется, что убить её он не может.

Можно представить смерть главных героев. Погибает San - Ashitaka в печали, зритли рыдают. Погибает Ashitaka - San рыдает, зрители в печали. Монах Jiko вместе со всеми ниньзями? Без проблем. Toki, Gonza, Kouroku и всё насление Iron Town? Потеряется очень существенная, но всё-таки второстепенная фраза "Пока мы живы, ещё не всё потеряно". Но она не приципиальна.

А вот смерть леди Eboshi рушит всё.

Miyazaki мстит. Он лишает великолепную стрелка и фехтовальщицу руки. Он делает её спасителями тех, кого она хотела убить. Он демонстрирует горящую крышу плавильного цеха и добавляет почти пятнадцать минут на уничтожение Железного Города, выбивая проект из критических сроков.

Но в финале на пепелище леди Eboshi нужна такой же целеустремлённой и волевой. Потому что именно она воплощает будущее.

Художественно-эмоционально капитализм повержен. Но на сюжетно-логическом уровне Miyazaki против него бессилен.
Tags: animation, ghibli, mononoke_hime, ru
Subscribe
  • 12 comments
  • 12 comments

Comments for this post were locked by the author