vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Categories:

В дебрях водопада

In SCRUM we trust SCRUM is great: you don't have to measure quality and the Product Owner is a scapegoat for all epic failures.

Написал в одном нехорошем месте. Перенесу сюда, чтоб было.

Программисты, воспевающие скрам напоминают проституток, агитирующих за свой образ жизни.

Первым делом, scram - это не agile. Это процесс, практически религиозный культ, а про процессы написано в первой строчке Agile Manifesto (той, что сразу после введения).

Scrum - это Эффективный Менеджмент™ во всей своей красе. Вместе с полным незнанием предмета, полным непониманием накопленного человечеством опыта, высосанными из пальца доказательствами и совершенно неправильным использованием слов.

Любая скрам-команда, если этот бардак не прекратить, достаточно быстро выходит на безотходный цикл. То есть, они производят баги и идиотизмы со скоростью большей, чем потребна для их исправления. (В это время менеджер начинает кричать, что народ зашивается и проект горит, если ему не купят ещё десяток-другой душ. Ему их дают. Потом дают ещё. А потом он идёт на повышение.)

Как же насчёт удивительных побед, выполненых по этой методологии?

Чудес я не исключаю, но в них не верю. Помнится, как-то в фирме с красивыми сертификатами ISO, CMMI и кучей всяких других выяснил, что то, что у них спецификацией называется, на самом деле куча мусора, который никто не использует, а вся информация идёт по мейлу. Но на бумаге всё красиво.

Также и со scrum-победами: Немного поскребёшь позолоту и выясняется, что внутри или совсем не scrum, или совсем не успех.

Ещё интересно, что при всей управляемости scrum-проекты невозможно планировать. То есть, пообещать релиз софтостроители смогут, но вот, что в него попадёт на самом деле, это уже никто предсказать не в состоянии. Не в смысле очередной итерации, а в глобоальном смысле приближения к безбаговому софту, выполняющему нужные клиенту функции.

В нормальной системе, даже та, которая agile (правда, не первого уровня, а третьего) всё вовремя просчитывается и вместо «Вот релиз - жрите» у клиента и менеджмента есть достаточно точная система, предсказывающая, когда что получится, и что нужно сделать, чтобы сделать быстрее или качественнее.

Если немного отойти от мест с вебом и Эффективным Менеджментом™, в таких условиях даже можно поработать.

Scrum-посиделки типа стендап митингов и прочих игр тоже отличаются от того, что просиходит там, где есть чёткие техзадания, распределение ролей и план, за выполнение которых можно спросить по всей строгости. В данном же случае люди собираются в основном, чтобы покрасоваться перед коллегами. Все куда-то бегут, чего-то ваяют, но общий смысл у всего процесса в целом редко когда присутствует.

В остальное время программисты заняты тупым кодонабиванием. Конечно, если думать, такой режим не вынести. Зато спокойно можно копипастить из Гугла с перерывами на стендапы и прочую ерунду.

Ещё проповедники scrum любят «доказывать» правильность своей религии сравнением со спортом, рассказывая о командах, заменимости игроков на поле, и приводя в примеры звёзд высшей лиги.

Если бы проповедники scrum, рассказывающие сказки о командной работе, читали книжки, он бы знали, что программирование - это не спорт и не конвейер. Это умственная деятельность. И человек - не слабое звено, которое нужно и возможно заменить процессом, а единственный и основной элемент процесса производства.

Впрочем, Эффективный Менеджмент™ в это не верит и дальше изыскивает способы заменить специалистов на толпы посудомоек или обезьянок.

Первым делом, основная задача спортивных игр - это не произвести что-то, а совершить некое бесполезное действие, например закатить на виду у всех в ворота мячик.

Дело не в том, что работа совершенно не интеллектуальная. Гораздо интереснее для рассмотрения то, что результат всегда в конечном итоге бесполезен. Лежит мячик в воротах или не лежит, от этого банк не разорится и поезд с рельс не сойдёт. Вся беготня по полю даёт в результате только фиктивные очки в виртуальном мире. Короче, чистый выпендрёжь.

Программисты создают новую реальность. Что создают футболисты? Даже цифры на табло за них другие люди переставляют.

Но, даже, в этом случае scrum - это не командная работа. Потому я и упомянул дружный коллектив борделя. (Вот где работа чисто по скраму, маман за Product Owner, а вышибалы за Scrum Master, ну и так далее, только менее формально. Надо, впрочем, спросить у специалистов. )

Команда - это совсем другое.

Взять хотя-бы этот несчастный футбол. "Собрались - погоняли мяч" - это уровень дворовой компании. Всё, что чуть серьёзнее работает по другим принципам.

Во-первых, тренер, имеющий практически диктаторские полномочия, разрабатывающий СТРАТЕГИЮ, выясняющий слабые стороны противников, планирующий как это использовать и составляющий для футболистов план тренировок.

Во-вторых, футболистам платят не за то, чтобы они раз в квартал мячик попинали. Их работа - это каждодневные изматывающие тренировки. Они работают над собой, до автоматизма заучивая необходимые навыки. Выполняют программу, заданную тренером. Даже с питанием руководствуются чёткими рекомендациями.

И отрабатывают приёмы командной работы.

"Дал пас - передал дальше - ударил и забил" - это не подарок свыше, как учат нас проповедники сказочных методов. Это результат стратегической разработки тренера, доведение этой стратегии до каждого исполнителя, полное осознание своих задач и действий партнёров, плюс методическое заучивание всех элементов вплоть до системы сигналов, способных работать в стрессовых условиях реального матча.

В каком месте то, что называется scrum похоже на такую командную работу?
Tags: it, management, motivation, qa, quality, ru, se
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments