vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Про времена глаголов, яой, юри и ролевые модели

Wake Up, Girls! 12 13_00

В настоящем и будущем различий между мужчиной и женщиной нет.

Это я по поводу текста с вопросами. Хотя, и не только.

Ещё раз спасибо всем, кто ответил. Судя по логам, большинство зашедших под кат решили, что вариант М-М тоже подходит, испугались и промолчали, так что тест можно считать почти не удавшимся. Но всё-таки стоит объяснить, зачем я это затеял. Описывать всё полностью и подробно - это большая научная статья получится. Ниже не более, чем зарисовки по поводу.

Профессиональные рассказы и романы мне обычно не интересны. В основном потому, что они написаны «по правилам». Я правила знаю и ничего нового они мне не дают. Варианты или «так и я могу» (часто могу лучше), или «я бы так не смог». (Не столько потому, что нет таланта, сколько из-за необходимости для достижения хорошего уровня заниматься писательством много и серьёзно, а я с русским языком почти не работаю.) Тексты непрофессиональные нарушают правила и поэтому в них встречается что-то ценное.

Те, кто видели исходный рассказ, конечно понимают, что я написал свой, только немного похожий. Но это не очередной шыдевр, каких в Интернете полно, а просто упражнение. В тексте для публики я бы обозначил пол, а потом бы уже развивал всё в этом ключе. Здесь же просто проверялись два очень интересных факта.

Первым делом, как ответ на высказывание mustela_p_f:
настоящее время не портит.

Вторым, проверяя вопрос иллюзорности полов, поднятый в споре ot_urs с yakabito начиная с высказывания
Извращения, конечно, могут быть всякими. Но видя мужчину, восхищающегося гет-парой, мы таки предполагаем, что он готов взять на себя роль мужчины. А когда седзе-ай - теряешься.


Сейчас в искусстве произошли интересные изменения. Стандартные ролевые модели, на которых тысячелетиями строилась культура, перестают работать. Женщина уже не слабое создание, хранительница домашнего очага и исполнительница хозяйственных работ. Мужчина уже не добытчик, не защитник и совсем не воин.

То есть, мальчик в десять лет смотрит мультфильмы про сильных и смелых героев, потом понимает, что кулаки качать бесполезно, даже если бы и мог, потому что учителя, родители и в крайнем случая полиция со всякими органами по вопросам детства и воспитания. К шестнадцати героем становится пресловутый «обычный школьник», который совершенно случайно оказывается объектом интереса целого гарема. К тридцати мальчик понимает, что и этот вариант не светит и окончательно уходит в игры или в искусство, где раздражающих персонажей нет - одни девушки. И отношения у них чистые, светлые и сказочно прекрасные. (На некоторых даже брак и собственные дети не влияют, но здесь всё-таки в основном рассматриваются кидалты, готовые выкладывать на своё увлечение 2D девочками тысячи баксов в месяц.)

С произведениями, где девушки любят девушек есть два варианта: или шарообразные «Ж», какими их представляет закоренелый тридцатилетний отаку, или, опять же, разделение на роли мужские и женские, только вместо Настоящего Героя ребёнка и Обычного Школьника подростка стоит персонаж, обозначенный женским полом. В первом случае сюжета нет и персонажи всё время тратят на питьё тортиков и поедание чая. Во втором может быть развитие, иногда достаточно интересное, но половые признаки, не в смысле физическом, а в смысле ролевых моделей торчат изо всех щелей.

У девушек всё так же, только деградация принца на белом коне происходит быстрее. В яое я не разбираюсь ещё больше, чем в юри, но, судя по научным статьям, там тоже или фантастически нереальные фигуры третьего пола, или один из «М» на самом деле играет роль «Ж», только без груза общественных условностей и реального положения полов, что особенно важно для той же Японии.

Сейчас идёт большая волна исследований произведений искусства, раскрывающих любовь одного пола, и толпы учёных доказывают, что поток юри и яоя, а также их небывалая популярность на Западе отражают важность проблем чрезвычайно важных, в прошлом изгнанных и порицаемых обществом групп, но я думаю, правы всё-таки те, кто объясняет этот культурный феномен просто использованием в сюжете «третьего пола». То есть, популярность идёт не от важности гомо-проблем, а из-за деградации старых ролевых моделей. Как бы не стонали по этому поводу Роскомнадзор, Обеспокоенные Родители и кое-какие религиозные организации, отрицательного эффекта на неокрепшие мозги подрастающего поколения тут не больше, чем от очеловечивания в литературе и анимации всяких зайчиков-белочек.

(Конечно, своим детям я не советую смотреть подобную продукцию. Но в основном потому, что у неё качество исключительно фиговое. Впрочем, я стараюсь, чтоб дети и вместо того же американского Bugs Bunny, постоянно переодевающегося в женское платье, и Тома с Джерри, занятых избиением друг друга, смотрели бы что-то более полезное. Даже, если это просто мультфильмы.)

С точки зрения смещения ролей японцы особенно показательны, так как у них гораздо меньше цензурных и культурных ограничений. Для примера можно взять новый сериал Akuma no Riddle. Если посмотреть разбор третьего эпизода тут или тут, и ещё учесть тоже очень хороший разбор персонажей, видно, что несколько ролей просто обозначены женским полом, но если поменять рисовку, получаются обычные «М», а центральным героем типичнейший, приевшийся всем ОЯШ, для которого даже перерисовывать ничего не надо, а просто заменить юбку на брюки и немного убавить грудь. Да, по сюжету тут женская баня и герой с героиней проживают в одной комнате, но такое бывает и в варианте с ОЯШем, причём достаточно часто.

Можно упомянуть тех же трапов, то есть трансвеститов или кроссдрессеров, опять же не натуральных, а в книгах, комиксах и мультфильмах. Например в Ryuugajou Nanana no Maizoukin взяли персонаж с рисовкой девушки, с типично женским поведением и озвученный женским голосом и сказали, что на самом деле это мальчик. Зачем? Почему? Что это даёт сюжету? Это совсем не «Здравствуйте, я ваша тётя!». Просто сейчас так принято: в любом японском сериале должно быть немного стандартно-тупого юмора по этому поводу.

С текстом всё просто.

Во-первых, Роскомнадзор звать не нужно, потому что там не про гомо, даже если считать, что оба персонажа одного пола. В тексте совершенно нет эротики. Конечно, читатель может домыслить об односторонней любви, но это может быть и дружба, и привычка и просто зависть к чужим качествам.

Во-вторых, по поверхностным признакам повторён вариант исходного текста Ж-Ж. Но опять же, простая замена «твоими тонкими пальцами» на «твоими тонкими пальцами пианиста» переворачивает стереотип пола на противоположный. На менее заметном уровне у обоих персонажей прослеживаются стереотипы мужского поведения. (Это также было заметно в исходном рассказе).

Хоть ответов слишком мало, чтобы собрать статистику, видно, что большинство подстраивает унисекс-персонажей под определённый пол (в основном под пару разнополых), при этом инициатором присвоения пола является или внешний фактор, или срабатывание какого-то из стереотипов.

Конечно, я убрал не только прошедшее время, но и явные признаки. Так волосы остались без прилагательных, в паре мест пришлось поменять описания на более нейтральные или убрать совсем. Была идея похулиганить, смешав ярко выраженные мужские и женские признаки, но для этого нужно было тщательнее работать над текстом, на что было жалко времени. (На него и так ушло пара часов)

Зачем всё это надо? Проблема унисекса, а также половых ролевых моделей очень серьёзно стоит в социальных сетях. Если кто не верит, можете пописать под другим полом и посмотреть, как изменяется реакция окружающих. Впрочем, во взломе wetware тоже широко используется игра женским полом, особенно в виде звонков администраторам ресурса, которые всегда готовы помочь «красивой девушке», даже если это на самом деле толстый бородатый мужик, использующий прибор, меняющий тембр голоса.
Tags: animation, manga, psychology, ru, web, writing
Subscribe
  • 15 comments
  • 15 comments

Comments for this post were locked by the author