vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

Про стеснительность и тысячу слов



Прежде, чем влезать под кат, надо сделать одну простую вещь: найти любую бумажку, можно не очень чистую, взять карандаш, ручку или ещё чего-то, оставляющее след на бумаге, и нарисовать одну картинку «Сказка про колобка». Или взять бумагу, подумать, попытаться сделать разные варианты и через два дня посмотреть, что под катом.

Kolobok_Sketch_2013-04-18

Пять минут, включая размышления. 3 на 3 сантиметра. Набросок твёрдым карандашом, потом обвёл ручкой, чтобы сосканировать.

Кроме того, что всё кривое и косое, тут всё не правильно:
1. Колобок так не выглядит
2. У него нет ни рук ни ног
3. Да и рта тоже нет
4. Тем более, микрофона
5. К тому же он должен был быть на язычке
6. Это не лиса. Пасть должна выглядеть совсем по-другому
7. И с головой лисы траблы
8. И с перспективой
9. И так далее.

С другой стороны, набросок абсолютно правильный:
1. Он передаёт основную идею сказки и изображает наиболее характерный момент
2. Он однозначно был опознан ребёнком как "Сказка про колобка"

Где-то в районе семи лет дети понимают, что их художественные способности очень далеки от хороших. В результате большинство людей прекращают рисовать. Минимум, показывать кому-то то, что они нарисовали. Если потом ближе к пенсии и начинают, то на каких-нибудь художественных курсах, тщательно срисовывая разворот листиков цветка с фотографии.

Это отрубает один из важнейших каналов коммуникации.

Конечно, Интернет сейчас позволяет добывать любые картинки. И для презентаций люди лезут в поисковики и вылавливают что-то, отдалённо напоминающее о той идее, о которой они хотят рассказать. Но хорошую пригодную иллюстрацию сложно найти даже на платных стоках, так что получается пара строчек текста и практически не связанная с ним картинка. Зачем? А так красивше.

Теоретики софтопроизводящих процессов пошли ещё дальше, редуцировав все картинки до прямоугольников и других примитивных фигур. Система получает запрос от прямоугольника, в котором написано «Пользователь», отправляет прямоугольник с надписью «Накладная», заносит данные в прямоугольники «Открытые требования», «Запросы на поставку» и «Учётные записи», после чего посылает сообщение человечку из палочек с надписью «Бухгалтер». И так далее.

Интересно, что у нас визуально просто набор одинаковых прямоугольников, связанных паутиной линий, а теоретики софтописания проповедуют, что это гораздо нагляднее любого текста и буквально любой человек с улицы будет рад это увидеть. В принципе, новая версия UML разрешает менять картинки в диаграммах, что я по возможности делаю. Так что у меня пользователь отличается от администратора и менеджера, текущий счёт от окна на мониторе, а лог-файл от светодиодной линейки. Не потому, что мне хочется заняться чем-то левым, а потому, что это резко облегчает объём того контекста, который надо загружать в голову самому и объяснять другим. «Фи» при этом высказывают только программисты, особенно те, которые с докторскими степенями или носят звание «Архитектор».

Естественно, мои способности выражения мысли в изображении весьма ограничены. Особенно это касается красоты и правильности. Подсознательно люди ожидают, что рисовать - это на том же уровне, что танцевать балет или петь арии. То есть, техническую часть они поймут, но художественную осудят. А сами попытаются для того же самого натырить картинки из интернета.

Первоначально меня это сильно напрягало. Потом на большой выставке Рембрандта я зашёл в тот зал, где были его гравюры и рисунки. Больше всего меня поразили сделанные пером наброски из блокнота. Неряшлевые, быстрые, переправленные, ухватывающие только позу или разворот головы. Того самого Рембранда, который создал «Ночной дозор», «Пир Валтасара» и дофига других шедевров. И всё это безобразие посреди прекрасных оттисков и великолепного, увеличиваемого в несколько раз во всех книжках рисунка серебряным карандашом Saskia van Uylenburch, June 8, 1633.

В принципе, любой рисунок несёт две функции: эстетическую и коммуникационную. Прекрасно выполненная и тщательно проработанная картина может быть совершенно пустой, а кривой неряшливый набросок может передавать идею или эмоции понятно и чётко. В ленте постоянно мелькает дофига аниме-фанарта, состоящего из срисованных откуда-то поз с добавлением мелких характерных деталей персонажа. Смысла во всём этом меньше, чем в кривом наброске «Как к нам доехать».

Коммуникация и эстетика - два совершенно разных умения, которые развиваются почти независимо. Если плюнуть на стеснительность, это становится понятным практически сразу. Именно для этого в начале поста и стояло задание, которое, естественно, большая часть зашедших под кат просто проигнорировала.
Tags: design, it, psychology, ru, sketch, usability, visualisation
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments