vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Про непреодолимые силы, физиков, лириков и эффект Mirai Nikki

The Big O 08 21_58

Заметил, что отзывы на визуальную продукцию делят людей на технарей и гуманитариев.

Как правило, сюжет состоит в том, что герои сталкиваются с непреодолимыми преградами, мужественно их преодолевают и достигают цели (или гибнут на последней преграде перед целью, если у нас трагедия). Публика сочувствует, сопереживает и в кассу текут денюжки.

Всё элементарно. Но есть одна проблема: просто нагородить преград недостаточно, они должны быть достоверны. Иначе аудитория не поверит. И тут-то проходит водораздел между отзывами технарей и гуманитариев. Для одних преграды должны быть оправданы внутренней логикой мира произведения, для вторых достаточно логики житейской.

Например, многократно упомянутый тут Mirai Nikki. Детки перебили кучу народу и уничтожили полицейский спецназ. Что они делают утром? Правильно: идут в школу. Почему? А потому, что Тут Так Принято. И никого это не напрягает. Бытовая логика слетает с катушек, но с точки зрения внутренней логики произведения всё более чем правильно. Даже рояли в кустах не мешают. Потому что в этом мире они там живут.

С другой стороны, Puella Magi Madoka Magica. Всё мистически и шикарно (даже не смотря на то, что за героев японские тортошкольницы). Но только до того момента, пока белый пушистый дьявол не начинает нести бред про проблемы энергоснабжения. Гуманитарии писают кипятком и повторяют чушь про энтропию и преобразование ведьм в электричество. Технари уныло досматривают про девочек-батарреек, перематывая все диалоги с квазифизической лапшой.

В принципе, можно разделить достоверность по трём критериям: препятствия должны быть логичны, их возникновение должно быть логично и движение героев на препятствие тоже должно быть логично.

Наиболее разгромные рецензии на Prometheus указывали как раз то, что герои лезут, куда не надо, и открывают то, что открывать не следует. А сочувствовать идиотам очень-очень сложно. (3D компьютерные мультфильмы с участием живых актёров я в тексте не выделяю, потому что не уважаю этот жанр.)

С логикой возникновения тоже всё просто. Гуманитарии взахлёб хвалят идущие сейчас Shinsekai yori и Psycho-Pass. Технари же понимают, что люди будущего должны быть гуманитарными идиотами, чтобы докатиться до условий, породивших такие проблемы. А этого хватает и в реале, достаточно почитать очередные новости о последствиях российского законотворчества.

Впрочем, посмотрев на то, как в этих мирах персонажи с радостью наблюдают самурайские бои между разумными крысами или безропотно подчиняются диктату компьютерной системы слежения, вместо того, чтобы линять за границу, технари видят во всей истории если не фальшь, то идиотизм. Сопереживать героям, борющимися вместо непреодолимых обстоятельств с непреодолимым идиотизмом, тоже как-то не очень получается.

Идущие одновременно с вышеуказанными сериалы будущего Robotics;Notes и Zetsuen no Tempest при всей своей художественной слабости идиотизмом сюжета не страдают. По крайней мере, если авторы ближе к финалу не решат ввести в эти миры рассуждалки про энтропию и хаос.

При этом, совершенно нормально живут миры, где препятствия создаёт сумасшедший гений или злобные тёмные силы. Цели злодеев могут быть самыми бредовыми. Пока они строят козни не из чистого желания напакостить, а действуют логично и последовательно, это совершенно не мешает. Хорошо работают также препятствия необъяснённой природы. МакГафин просто существует, потому что существует. А вот, когда авторы начинают пытаться его объяснять, особенно, используя цитаты и философские теории из толстых занудных книжек, получается фигня.

Гуманитарии черпают это поварёшкой и просят добавки. Для технарей мир разваливается и герои из личностей превращаются в марионеток.

Естественно, деление условно и не завязано на профессии, а определяется особенностями восприятия человеком информации. Среди программистов технарей может быть не больше, чем среди журналистов. В некотором смысле слово «гуманитарий» в этом посте можно воспринимать как ругательное.

Чтобы не распылять тему, пара добавлений.

Наткнулся на днях на сюжет с самым прикольным непреодолимым обстоятельством: девушка рассталась с бойфрендом так как думала, что он не любит гомиков. Манга Cherish (Yoshizumi Wataru). Чистейшее shojo, и совсем не яой. Голубые идут просто фоном. Также они совершенно сахарные и почти бесконфликтные, впрочем автор отличается тем, что во всех попавшихся мне произведения после любого столкновения раздаёт поверженным противницам героини бойфрендов. (Мальчики, подкатывающие к героине, получают новый объект по мере наличия, но вот женские персонажи все осчастливливаются.)

Картинка из великолепнейшего сериала The Big O. Пост написан после того, как в середине авторы полезли в объяснялки, сильно испортив впечатление. Впрочем, это искупают сцены битвы американского и японского робота, любовные объяснения у моря, битва робота с мотоциклом и куча других моментов. Плюс совершенно обалденные композиции, достойные старых чёрно-белых лент, когда свет и обстановка скрупулёзно создавались профессионалами в павильоне. Картинки такие, что можно поместить в рамочку и повесить на стену. Современные живые ленты для подобного используют натуру, так что приходится резать кадры на секунды и устраивать из этого калейдоскоп. Создатели 3D тоже больше озабочены выдумыванием патентуемых технологий, чем конечным эффектом, так что у них получается красиво сделать только «Ба-бах!»

Набрёл на сериал по рекомендации shokaku_2, а может ещё раньше отложил из списка рекомендованного аниме для неанимешников. На ютубе валяется ворованный американский дубляж, так что смотреть стоит и тем, кто мультфильмы не уважает. Даже не мешает то, что герой, кода наступает время бить морду, вместо того, чтобы скидывать пиджак и закатывать рукава, влезает в Очень Большого Человекоподобного Робота. Ничего не поделаешь - японцы постоянно комплексуют из-за роста.

А ещё в The Big O самый эпичный боевой робот
The Big O 18 20_03

с Фудзи, промышленной мощью, апокалиптическими развалинами и цветущей сакурой. Ещё бы школьниц, электричку и трусы роботу на голову, было бы полное описание аниме-индустрии в одной картинке.

Плюс там самая лучшая Красная Шапочка. Хоть, и японская интерпретация альтернативной интерпретации.
[Spoiler (click to open)]The Big O 13 19_19_small
Tags: animation, design, fun, manga, ru, screenplay, writing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments