vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Про карикатуру

The euphoric era of the bubble economy is over and society seems to be headed for an era of apathy and uncertainty. Reflecting these turbulent times, animator Hayao Miyazaki dispenses with fairytale convention for his stories.

Тут по тегу mimi_wo_sumaseba





Текст висит недописанным уже четвёртый день, так что вместо большого и развёрнутого поста будет то, что получится быстро настучать. Но первым делом про источник картинок.

Странное дело происходит с японскими сериалами. Целых два совершенно не соответствуют жанру. Ни дёргающегося фона вместо действия, ни нудных монологов под хлопающий рот, ни истеричности. А главное, герои становятся крутыми не из-за драк, магических артефактов и свалившихся с неба пришелец-ведьм-вампирок.

Видимо, в Японии на самом деле почувствовали кризис. Единственное, что я могу вспомнить из аналогичного - это Mimi wo Sumaseba (aka. Wisper of the heart aka. Stimme des Herzens aka. Шёпот сердца). После цунами я суда кидал выборку из интересных картинок. Там были роботы, побеждающие стихию, и герои, самураи противостоящие волнам. Здесь всё честно и без дураков.

В Sakamichi no Apollon / Kids on the Slope два героя постоянно репетируют и добиваются успеха упорством и трудом. И, хоть и выглядят вместе как типичная голубая пара, все романтические и подобные устремления направляют на пол противоположный, который тоже вполне адекватен. Хотя авторы немного троллят по поводу штампов Boys' Love, это больше в пичку коллегам по цеху, чем для специфической аудитории. И герои на самом деле репетируют, репетируют долго и упорно, а не традиционно для аниме подобного вида занимаются ерундой и едят тортики.

Второй странный сериал - это вообще что-то особенное. В Hyouka: You can't escape герой крут, потому что он может думать и находить связи. Это детектив без трупов. Хотя, уровень загадок достаточно детский, но мультфильмы про школьников в принципе и предназначены не для толстых очкастых тридцатилетних дядь.

Совершенно обалденная графика в плане анимации и композиционных решений, при этом великолепный сценарий. И совершенно не в духе традиций.

Очередная серия была с поездкой на горячие источники. То есть тема для тупого банного юмора, героя, случайно ворвавшегося в женское отделение, и хлещущих из носа фонтанов крови. (Кто-нибудь знает, откуда у японцев пошло это дурацкое изображение сексуального возбуждения?)

Фиг.

Фансервис в эпизоде на полную катушку, но настолько намёками и сообразно с сюжетом, что дети его вообще не заметили. При этом ситуации настолько пикантны, что толстые очкастые отаку вовсю возбудились. Такое впечатление, что это делали не японцы, а французы.

Впрочем, тема была про карикатуры в графике и сюжете. Все картинки из Hyouka: You can't escape

Остальное под катом... (картинки и немного текста)

Hyouka 06 20_52

Сперва несколько слов про контекст.

Герой - лентяй, которого героиня заставляет решать для неё загадки. Очень мягко и ненавязчиво заставляет, но You can't escape. И герой просто обычный типичный вполне нормальный и симпатичный лентяй, а не ленивое тупое похотливое убожество, которое должно быть в центре повествования по законам жанра.

С другой стороны, героиня может показаться неадекватной. Она




нагло нарушает личное пространство,



не по возрасту наивна и любопытна,



в попытках выяснить тайну неугомонна и назойлива как маленький ребёнок.

Недавно в одном блоге это было поставлено ей в вину. В том смысле, что она совершенно ненатуральна и смотреть на подобное тошно.

И на самом деле может показаться, что создатели пошли по лёгкому пути, и вместо многомерного персонажа сделали картонную подделку. Вот только в других аспектах героиня более чем адекватна. Особенно её полуулыбка, каждый раз мелькнувшая на экране в нужный момент.

Зачем такое сочетается с гротескным изображением любознательности и беспардонности? Секрет прост: это выразительные средства, которые авторы используют на полную катушку.

Она смотрела ему прямо в глаза. Он мужественно боролся пять секунд, а потом выдавил «Да»
Каждый может это представить. Ладно, каждый, кто попадал в такую ситуацию. Но в реальной жизни это настолько тонко, настолько на грани, что «адекватное» выражение такого беззвучного диалога никто просто не заметит. Даже, если аниматорам удастся эти тонкие оттенки повторить.

По этой причине визуальное отображение внутреннего состояния героев всегда носило гротескный характер.



Я уверен, все это уже видели. Например такое, такое или такое.

Естественно, просто картинки мало. Авторы заходят дальше и вставляют в сюжет аллегорические представления действий.

Hyouka 02 16_08

Это тоже карикатура, но на другом, уже сюжетном уровне.

Благо, мультипликация позволяет сколь угодно гибко деформировать сюжет, психологию и пространство.

Hyouka 02 09_08

В принципе, это свойство материала. Можно осторожно и боязливо повторять в 3D живых актёров и простейшие штампы. Можно создавать карикатуру и использовать возможности по полной. Обычно японское аниме отличяается тем, что бюджет или чувство меры создателям отказывают, и они заходят за грань. В результате получается то, что получается.

Hyouka - тот редкий вариант, когда идёт тонкая и профессиональная игра на самой границе между правдоподобием и безвкусицей. Причём с таким шармом и изяществом, на которые в массовом порядке способны только французы.

В завершение, чтоб не создавать лишний пост, пару слов про «Gratis Comic Tag 2012». Из добытых образцов американские оказались привычной ерундой. Немецкие - или ерундой вопиющей (типа underground-мутотени, пытающейся изобразить триллеры) или ерундой политизированной (типа Wave and smile про германских захватчиков в Афганистане).

Le Chat du rabbin - очень интересный текст с прикольными иллюстрациями. Возможности комиксов используются мало и шрифт очень мутный, но кот, которого раввин решил сделать правоверным иудеем, выдаёт великолепнейшие рассуждения по поводу психологии и религии. Что не удивительно - автор закончил факультет философии в Ницце. Zauberschule Abrakadabra и Die Pauker - великолепные и очень смешные детские книжки. Не очень здорово, что традиционно французские комиксы позиционируются как произведения искусства и цены немного великоваты для детской литературы. Но с другой стороны между этим и всякими микки-дональд-снуфами глубокая эстетическая и интеллектуальная пропасть.
Tags: animation, crisis, japan, kids, manga, mimi_wo_sumaseba, ru, screenplay, writing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments