vit_r (vit_r) wrote,
vit_r
vit_r

Category:

Должен ли ИТ менеджер программировать? (2)

Ну что ж, продолжим.

(Начало тут)

Как уже писал, ответа на поставленный вопрос я не знаю. Так что путь будет долог и извилист.

Но прежде чем углубиться в детали, имеет смысл объяснить ещё один нетривиальный момент.

Я рассматриваю вопрос не с точки зрения менеджера, а с точки зрения предпринимателя. Если быть кратким, вот основные различия:

Менеджер получает задание, или задачу, выбивает под него бюджет, набирает необходимое количество персонала и старается выполнить проект в указанные сроки. У предпринимателя есть некое количество своих или чужих денег. Через определённое время ему надо получить больше. Желательно, значительно больше.

Менеджер оперирует понятиями сроков, бюджета, мотивации персонала, распределения заданий, процента выполненных работ. В худшем случае знает страшные слова Фау Модель и Сикс Сигма. Предприниматель тупо делит доллар на доллар.

Для менеджера небольшое превышение сроков - это "плюс десять процентов к бюджету". Для предпринимателя это "минус десять процентов", которые могут означать переход из прибылей в убытки.

Часто в критической ситуации для менеджера правильно - добиться выполнения проекта любой ценой, в то время как для предпринимателя лучше прекратить эту авантюру, разогнать всех, а сэкономленные деньги отдать в банк под проценты.

В глазах менеджера сам менеджер является сосредоточием власти и мозговым центром сложнейшей системы. Для предпринимателя важны люди производящие продукт. Менеджер - это необходимое зло, промежуточное звено и способ распространения информации. Очень часто при росте фирмы менеджеры начинают бесконтрольно размножаться и эффективность предприятия стремительно падает.

Примеров последнего у меня есть масса. Но это как-нибудь в другой раз. Сейчас я просто попытался показать разницу подходов. Так что возвращаюсь к первоначальной теме.

В предыдущей части я очень кратко показал, почему менеджер, уткнувшийся в монитор, неэффективно тратит дорогостоящее время. Если десять менеджеров заняты набиванием писем и отчётов, то логичнее нанять пять очень быстро печатающих секретарш, а семь менеджеров сократить. Может быть, секретарш понадобиться всего три, ведь основное занятие менеджеров - пересылка мейлов друг другу и старательное заполнение документов, которые никто не читает. Также секретарша не убьёт пол часа на подбор "убедительного" фона для десятиминутной презентации.

Нет, я, отнюдь, не против компьютеров в управлении. Если правильно собрать правильную информацию, а потом вынести это в чётком и лаконичном виде на бумагу и прикрепить на доску в хорошо видном месте, действие будет весьма эффективным. (Для сокращения частоты печати и наглядности я предпочитаю использовать пинборд с набором цветных пинов. Маркеры тоже очень полезны.)

Но, если возложить функции управления на мудрёный тул, заставить людей заполнять бесконечные формы и завалить их многостраничными документами, об эффективности можно забыть.

Опять же, я говорю об предпринимательской эффективности. Правильно поставленные процессы тотального контроля и отчётности с хорошей исторической базой позволяют практически безошибочно предсказать бюджет и сроки. Можно, даже, планировать количество ошибок на определённых этапах. Вот только стоит процесс, нагруженный такой бюрократией слишком дорого. И в варианте работающем с реальными, а не мнимыми числами встречается очень редко. Гораздо чаще я видел фирмы, на процессах деньги потерявшие. Несколько были поставлены на грань банкротства.

Причины того, почему бюрократия питается мнимыми цифрами, я в этом сокращённом тексте развивать не буду. Страшные японские слова, а также вопрос о том, можно ли программировать, не вдаваясь в крупные детали (спасибо sab123) отодвигаются в туманную даль. Следующая тема моего повествования носит романтичный эпиграф "лицом к лицу лица не увидать"

Читать дальше: Должен ли ИТ менеджер программировать? (3)
Tags: it, management, ru
Subscribe
  • Comments for this post were locked by the author
  • Comments for this post were locked by the author